Парадоксы керамики Если верить мифам, бог сотворил человека из глины. Доказательств этого пока еще никто не представил, но то, что предметы из праматериала сопровождают человека с древнейших времен по сию пору, очевидно. Юлия Киселева, культуролог, куратор этой выставки, из зала в зал переходя, на примере более 150 произведений из российских музеев и частных собраний рассказывала, как развивалось керамическое ремесло.
Первые попытки обжига глины специалисты относят к позднему палеолиту. На заре человеческой культуры разделения на утилитарную и декоративную керамику не существовало. Каждый предмет должен был нести полезную функцию. Но в руках мастеров он обретал эстетическое звучание.
В чем же парадоксальность керамики? В ее постоянном противоречии, взаимоисключающей сути. Твердое – хрупкое. Вечное (судя по «Терракотовой армии» первого китайского императора династии Цинь) – временное (повседневная посуда). В загадочном свойстве одного и того же материала быть простым горшком, свистулькой и произведением высокого искусства, утилитарным – эстетическим. Доступной каждому бедняку кружкой и роскошной посудой на императорском столе. В сложности определения грани между утилитарной вещью и художественным произведением. Ваза – для цветов или цветы – для вазы? – задают парадоксальный вопрос кураторы выставки.
Вся история человечества – это эволюция утилитарного глиняного предмета, превращение его в самостоятельный художественный объект. В СССР этот процесс ярко проявился в 70-е годы прошлого века, когда художники ленинградских мастерских организовали группу «Одна композиция», утверждавшую право керамистов на свободное творчество и эксперименты. Так они помогли керамике выйти за пределы прикладного творчества и представлять собой самостоятельное направление в художественном процессе.
В это время в стране произошло «размежевание» промыслов, тиражированных на производствах предметов и искусства керамики. Керамика стала авторской, модной, востребованной, возникали художественные салоны, проходили выставки, где никто уже не удивлялся висящим на вешалке керамическим сюртуку и платью.
Керамика превратилась в язык, которым мастер мог высказаться. На выставке представлены эти яркие высказывания. О вечных темах – война, материнство, любовь. Производные из глины, подчеркнула Юлия, постепенно заняли достойное место в ряду других видов изобразительного искусства.
В XXI веке в ходу иные понятия: арт-объект, концепция, инсталляция... Универсальная пластичность глины, ее «конформность» позволяет реализовать любой замысел. Возникает актуальная керамика. Высказывания по поводу городской среды, лиричных гастарбайтеров и... гречки. У фантазии нет пределов.
Художники-керамисты задумываются над смыслом жизни. Своим лаконичным языком рассказывают о мире. О том, что проблемы экологии вневременны и безграничны, как это сделал автор «Прибрежной полосы», где на песке старомодная туфелька соседствует с помятой банкой Coca-Cola, окурками и прочим мусором – разумеется из керамики. В чьих-то руках, подчеркивает Юлия, керамика становится остросоциальной. Это уже не свистульки.
В представлении многих керамика — это объем, трехмерность. Однако некоторые художники не прочь поработать и с плоскостью, с керамической поверхностью. И их произведения неплохо конкурируют на стенах с современными полотнами. Все дело в том, кто берется за дело, ремесленник или художник.
Не парадоксально ли, что в XX веке многие известные мастера – в их числе Пабло Пикассо, Фернан Леже, Хуан Миро, Лучо Фонтана, Михаил Врубель, Александр Головин, Сергей Малютин изобразительные свойства керамики считали для себя не менее интересными, чем возможности кисти и холста. Они изобретали объемные керамические скульптуры, вазы, экспериментировали с технологиями.
В любом керамическом изделии сходятся несколько стихий – земля, вода и огонь. И тут Юлия пропела песнь дровяному обжигу! Печи, в которой происходит соединение этих трех стихий, огненное таинство, шаманство, на которое, как это ни парадоксально, влияние мастера распространяется весьма относительно. Не случайно художники с таким трепетом ждут результата обжига, сравнивают его с рождением... произведения. Юлия обратила внимание, две одинаковых вазы заметно отличались друг от друга после одновременного обжига.
Непредсказуемость процесса в печи и делает его интереснее, рождают новую эстетику произведения. Сейчас среди керамистов-художников возникает новое, «обратное» движение – обращение к древним рецептам изготовления глины, использование дровяных печей, живого огня, а вовсе не газа и электричества Это ли не парадокс?
А в какой обстановке рождаются керамические шедевры! Среди идеально разложенных по полочкам инструментов, альбомов, эскизов, вдохновляющих предметов... И в стихии полного беспорядка... Устроители выставки смонтировали мини-фильм: художники разных стран «проводят» зрителей по своим мастерским, знакомят с атмосферой рабочих студий. Разве не парадоксально, что души автора, его художественного процесса, заключенные в керамических творениях, поселяются в вашем доме и резонируют с вашей душой?
Окончился маленький клубный вечер в семейном ресторане «АндерСон». Легкий ужин сопровождался общей беседой на самые различные темы, но почему-то непременно они сводились к искусству. Вот такой тон задала выставка. Нелли Закирова рассказала о готовящемся в следующем году праздновании столетия джаза в России. А еще сидящих за столом умиляла маленькая Сонечка, внучка Елены Опорковой, они с мамой пришли в гости, на клубные посиделки и им тоже было уютно.
Текст: Виктория Чеботарева
Фото участников встречи
ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Нелли ЗАКИРОВА:
«Это выставка живой керамики. Видно, что художники работали не на заказ. Они делали то, что их вдохновляло. Образы самые разные и выставка очень разнообразная и предметы, казалось бы бытовые, те, с которыми мы каждый день сталкиваемся, и какие-то совсем необычные вещи, грустные, веселые, лиричные, задорные. Потрясающая выставка. Я в восторге!».
Владимир ШАПЕНКО:
«Выставка великолепна. Казалось бы, керамика какое-то простое, незатейливое, примитивное искусство. Но на этой выставке усилиями энтузиастов собраны такие великолепные работы, что дух захватывает. Не понимаешь, как такое можно сделать из керамики. Огромная благодарность устроителям выставки».
Нина МИРОНОВА:
«Очень яркие, радостные, просто-таки детские впечатления! Я с огромным пиететом отношусь к нашим художникам, особенно советского образца, когда действительно творили по-настоящему, а не вопреки всей ситуации. И поэтому когда смотришь, поражаешься: воображение не остановить никаким режимом. Это все-таки божий промысел. А еще совмещение стихий – земли, огня и творческой фантазии человека. С какой любовью, благодарностью сделаны фигурки гастарбайтеров, не надо много рассуждать о толерантности. Ни секунды не жалею о том, что я оказалась здесь. Очень много эмоций и поводов для размышлений. Настоящее искусство всегда провоцирует какие-то раздумья-«послевкусия». Хочется вернутся, постоять у некоторых экспонатов, подумать».