ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








24.I.24
ЛУЧШИЕ ВЫСТАВКИ МОСКВЫ
ЛУЧШИЕ ВЫСТАВКИ МОСКВЫ
Проникновение культур    Среди представленных на выставке испанских художников живописцы, которых не надо представлять широкой публике _- Эль Греко, Диего Веласкес, Франсиско Гойя, Мариано Фортуни. И есть менее нам известные. Формально экспозиция – это более 50 картин, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, мебель, графика. Провела клубных посетителей по выставке, умудрившись подробно поведать практически о каждом произведении, искусствовед Залина Засеева. Поразила она не только своей увлеченностью, глубочайшими знаниями, но и безукоризненной речью.
   Казалось бы, речь шла о картинах, сюжетах, богатстве или сдержанности колорита, об именитых авторах. А получилось путешествие во времени, по художественной культуре Испании начиная c XVI века. Того самого времени, что называли «золотым». С одной стороны – расцвет испанской культуры, испанское Возрождение. С другой – жесточайшая испанская инквизиция. Реконкиста, когда христиане вытесняли мавров и прочих чужаков с полуострова. В таких условиях огромного напряжения и возникала особая интонация испанского искусства. Сурового и утонченного. Полного сдержанной экспрессии и скрытых страстей.
   Конечно, это было время, когда преобладала религиозная живопись. Но обращаясь к библейским темам, каждый живописец по-своему интерпретировал каноничные сюжеты. Вот две картины с одинаковым названием «Се человек!». Эти слова произносит Понтий Пилат об Иисусе Христе, желая возбудить сострадание в разъяренной толпе. На полотне Луиса де Моралеса измученный окровавленный Христос-жертва. А у Хусепе де Риберы терновый венец – символ венца небесного, уготованного праведникам в Царствии Божием. И тут лик Христа торжественен и спокоен.
   Франсиско де Сурбаран – один из титанов испанского «золотого века». Как трогательна его Мадонна с Младенцем в рационально (обратили внимание дамы) скроенном платье. А рядом Христос-ребенок – нежный и радостный, с облачка всех благословляет. И Сурбаран – «продукт» своего времени, но лиричен, герои его кисти кажутся современными и сегодня...
   А как чувствовал гонения и это напряжение века Эль Греко… Мастер греческого происхождения и испанского подданства создал свой собственный стиль. Он – не нежный описатель, его живопись неистова.
   Так что выставка – это не только возможность лицезреть, разгадывать, что же хотел сказать тот или другой живописец. Она о проникновении культур. Причем в буквальном смысле. Интересно же, как возникали собрания. Эрмитаж, например, начал целенаправленно создавать испанскую коллекцию, еще будучи Императорским, во времена Екатерины II. 84 картины XVI-XVII веков в Париже приобрел Александр I. В итоге музей стал обладателем крупнейшего собрания испанской живописи за пределами Испании. Государства, не любившего расставаться со своими шедеврами.
   В начале прошлого века в Эрмитаж поступали работы и из частных российских собраний. Потом музей передавал произведения в региональные картинные галереи, в частности в ГМИИ им. А.С.Пушкина. В 1920–1930-х годах сюда попали произведения из Румянцевского музея, из дворца графа Шувалова в Санкт-Петербурге, из частных коллекций Сергея Третьякова, Ильи Остроухова, Михаила Рябушинского, Ивана Морозова, Ивана и Сергея Щукиных. Вот такое проникновение культур.
   Так возникли на выставке «художественные переклички». Диего Веласкес в этой экспозиции представлен одной работой из Эрмитажа. Портрет графа-герцога де Оливареса, испанского государственного деятеля и фаворита короля Филиппа IV. Рядом – экспонат из Пушкинского музея кисти Хуана Карреньо де Миранда, где Оливарес изображен почти на полвека позже. И явно вторичен.
   Бартоломе Эстебан Мурильо, «Иосиф с младенцем Христом». Творчество Мурильо на выставке дано солидно. Да и не мудрено, в какой-то момент его известность достигла славы Рафаэля. Здесь соседствуют две его работы «Мальчик с собакой» и «Девочка с корзиной фруктов», в 1772 году полотна были куплены князем Голицыным для Эрмитажа. В 1930-е годы картины были разделены между Эрмитажем и Пушкинским музеем. И вот почти через 100 лет оказались рядом.
   Антонио де Переда-и-Сальгадо, яркий представитель плеяды испанских художников «золотой» эпохи барокко, известен как автор картин религиозного и исторического содержания. Но! Как внимателен он к вещам, которые окружают людей. Он – мастер натюрморта. Не совсем обычного, аллегорического, где каждый предмет значит! В чем убеждают парные «Натюрморт с поставцом» и «Натюрморт с часами» – напоминание о бренности человека и всего материального. Один из множества примеров того, что картины великих авторов непросто понять с первого взгляда. Требуется толкователь. В данном случае – Залина.
   Особое внимание – творчеству Гойи, одному из наиболее ярких художников эпохи романтизма. «Карнавал», портрет Лолы Хименес хорошо известны, графика – менее знакома, поздний рисунок под названием «Искушение» и вовсе выставлен впервые.
   Мариано Фортуни-и-Карбо был очень модным автором XIX века. Его ориенталистские полотна ценили русские коллекционеры. На выставке его картина «Заклинатели змей», конечно, вызывающая ассоциацию с ориенталистскими работами Василия Верещагина. В том же зале Игнасио Сулоаги – в девятнадцатом веке весьма модный и популярный живописец. Его испанки не всегда красивы, но удивительно чувственны и грациозны. Особенно, если они наблюдают за корридой.
   Череда пространственно-временных живописных отражений перемежается скульптурками из разных веков и материалов – дерево, металл. Какая-то очень современная керамика, мебель. Массивный испанский кабинет, этакий деревянный сейф с множеством выдвижных ящичков, имеющих двойное дно. Шедевр XVII века с золочением, росписью. Предмет постоянной экспозиции Пушкинского.
   Интересную «точку» в логическом финале выставки поставили ее устроители, объединив «Святого Иоанна Крестителя» Эль Греко и работу Пабло Пикассо «Старый еврей с мальчиком». И ренессансный художник оказался более близок «голубому периоду» другого испанца, начала уже XX века, чем к своим современникам.
   Как заметила Мария Миче, удачно было выбрано время визита: в музее не было много посетителей. Это помогло сосредоточиться, спокойно воспринимать рассказ экскурсовода, внимательно всматриваться в шедевры и делать свои собственные открытия.
   В конце экскурсии Анжелика Матвеева поблагодарила Залину за то новое, что, благодаря организаторам этой великолепной выставки и подробнейшему ее рассказу, каждый для себя открыл.
   А затем, о личных «открытиях» пошел разговор членов Клуба в соседней с музеем пинцерии Bontempy. Где знакомились с иными, на этот раз гастрономическими творениями итальянской кухни. Попутно поговорили о том, что еще стоит посмотреть в ближайшее время в московских музеях. В частности, в Галерее искусства Стран Европы и Америки проходит выставка «Образы Испании в русском искусстве». Там Кончаловский, Гончарова, Волошин… и другие вдохновлявшиеся Испанией русские художники.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото участников встречи


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Гарри БАРДИН
Гарри БАРДИН:
«Я прихожу в этот дом, как в воспоминание о моей юности. Когда я еще учился в школе-студии МХАТ, у нас «изо» преподавала сотрудница из Пушкинского музея и все лекции проходили здесь. А уж сама выставка – потрясающая. Многое видишь как знакомое, а что-то – в первый раз. Слава богу, что у нас есть очаги культуры, к которым можно прикоснуться. Что мы сегодня и сделали. Это счастье».
Мария МИЧЕ
Мария МИЧЕ:
«Ходить на выставки можно с разными целями и задачами. Мне хотелось в первую очередь получить наслаждение от хорошей живописи. И это произошло. Мне даже кажется, что я нашла способ избавиться от январской меланхолии – это эликсир из цвета, света и мягких касаний кисти к холсту, который можно закапать себе в глаза и потом впитывать сетчаткой много недель, до самой весны. Восхищение драгоценными красками и мастерски бережным отношением к цвету. Ушла с ощущением, что сам ангел Бартоломе Эстебана Мурильо обнимал меня. Открыла для себя Хоакина Соролья-и-Бастида, крупнейшего представителя импрессионизма в Испании. Пласт материала для изучения и вдохновения. Вишенкой на торте был обед – снова открытие, только уже гастрономическое. Спасибо Московскому Английскому клубу за прекрасное событие января».
Роберт ЗИНОВЬЕВ
Роберт ЗИНОВЬЕВ:
«Выставка очень понравилась. И она не могла не понравиться. Мы с Таней не раз бывали в музее Прадо в Мадриде, восхищались роскошными коллекциями живописцев. Надо отдать должное организаторам этой выставки, она действительно показала всю широту, разнообразие испанской живописи XVI-XVII столетий. Очень хороша была наша экскурсовод. С настроением, сиянием в глазах она рассказывала нам о близкой ее сердцу теме. Конечно, потряс образ Христа, далеко не младенца, Франсиско де Сурбарана. Антонио де Переда-и-Сальгадо творил не только на библейские сюжеты, но и изображал бытовые моменты, прекрасные натюрморты, близкие по конструкции голландцам, но с испанской натурой. Мы получили колоссальное удовольствие».