ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

30.XI.23
АРТ-ЛОЖА
АРТ-ЛОЖА
Буффонада о свободе и несвободе, о «верхе» и «низе»    Комедия Карло Гольдони, по которой поставлен спектакль «Четыре тирана», у автора называется «Самодуры». Под этим понятием в Венеции подразумевали «человека грубого, неотесанного, врага учтивости, культуры и вежливого обхождения». Именно такими предстают перед зрителями многие герои спектакля.
Константин Райкин вводит зрителя в действие неспешно, не пытаясь увлечь яркими диалогами. Скучноватые синьоры с их малоинтересными разговорами, где даже звучит забавное сегодняшнее «на самом деле». Однако развивается история стремительно.
   Фантазия бурлит. И в этом, в какой-то яркой непоследовательности замирания действа и вдруг яркого взрыва, неожиданной шутки, забавного гэка, монолога на разрыв аорты – весь Константин Райкин. Его театр – на стыке психологического действа и комедии дель арте.
   Суровость взглядов авторитарных мужчин, героев пьесы, мешает счастью молодых людей. Энергичная синьора Феличе (Агриппина Стеклова) решает, если не покончить навечно с домашним насилием (в чем она, похоже, тоже преуспевает, ее муж явно прочно пребывает у нее под каблуком), но заставить замшелых деспотов принять ее условия и разрешить семейную ситуацию достойно. И здесь уже речь идет о свободе и несвободе вообще.
   Казалось бы, причем здесь оркестр, что занимает большую часть сцены? Диссонансом семейным склокам звучит благородная музыка венецианца Вивальди. Да и действующие лица явно испытывают неудобства, пробираясь между музыкантами, инструментами, пюпитрами, кофрами. Погрязшие в выяснении семейных отношений, они запросто относятся к музыкальным инструментам. Из скрипки могут налить горячительного, или ее поджарить. Флейта превращается в сигару, балалайка – в веник, пюпитр с нотами – в совок, аккордеон – в пишущую машинку. Виолончель, как ненавистную жену, могут придушить. Или повесить.
   Конечно, объяснение следует искать у режиссера спектакля. Константин Райкин, оказывается, именно таким образом решил уйти от очевидно бытового звучания пьесы …
   «Там речь идет о празднике, желанном карнавале, ликовании души, чего так не хватает молодым женщинам, да, наверное, и их мужьям. Я все думал, каким должно быть пространство… И вот попал на репетицию оркестра в знаменитый венецианский театр Ла Фениче (Gran Teatro La Fenice). Увидел, как в перерыве музыканты бродят, отдыхают, едят – тут же среди музыкальных инструментов. И понял, надо эту бытовую, житейскую, по коллизии, пьесу сыграть в интерьере оркестра.
И чтобы инструментами эти персонажи пользовались не по назначению. В Венеции, в этом фантастическом городе, где сплошное искусство, эти грубые люди обращаются с духовными источниками произвольно, также грубо. В спектакле ведь нет ни одного житейского предмета. В конце, когда побеждает живое высокое чувство, они оказываются в театре, в Ла Фениче, изнутри похожем на чудесную золотую шкатулку в стиле барокко. А для них, грубых мужиков, театр, так же как и карнавал, – это источник безнравственности. Этот спектакль – о свободе и несвободе, «верхе» и «низе» жизни».
   Комедия Карло Гольдони «Самодуры» идет по всему миру, считается лучшим произведением автора, при том, что сам он находил пьесу однодневкой, полагая, что интерес к ней быстро угаснет. Что подобного рода мужики, цепляющиеся за прошлое, скоро отомрут. Но они не исчезают. И пьеса все еще пользуется успехом.
   На встрече с творческим коллективом Олег Матвеев поздравил всех с премьерой. Анжелика, в свою очередь, напомнила, что Английский клуб впервые пришел в «Сатирикон» Константина Райкина 25 лет назад. И за это время посмотрел все лучшие спектакли театра. Разные жанры, несхожая режиссура, прекрасная актерская работа – все это всегда объединено чем-то единым. «Всегда это зрелищно, музыкально и всегда чувствуется, это – театр-команда».
   Весело и с какой-то особой гордостью, поскольку это его ученики, Райкин представлял артистов, называя, кто с какого курса, какого года … Начал с «худшей части человечества»: Алексей Бардуков, Сергей Бубнов, Александр Гунькин, Алексей Коряков, Владимир Кравченко, артист-талисман режиссера – Денис Суханов. Далеко не каждый художественный руководитель театра может похвастаться тем, что знает фамилии своих подопечных. С нежностью отрекомендовал Алену Разживину, Граню Стеклову, Полину Райкину, Екатерину Воронину. А зрители, глядя на скромненько стоящих артистов, недоумевали: откуда у них эта мощь голоса, великая сила, воздействующая на зал?
   С радостью Константин приветствовал театрального художника Аллу Коженкову: «Высочайший профессионал, огромный мастер, с Аллочкой и папа делал спектакли, и я с огромным наслаждением работаю».
   Алла Владимировна добавила: «Если клуб впервые побывал на спектакле «Сатирикона» 25 лет назад, я – 50 лет. Сколько мы с Костей ни ставили спектакли вместе – ни разу не поссорились. Мы понимали друг друга даже не на полуслове, на полувзгляде. Это и есть настоящее наслаждение творчеством, то есть любимой работой. И актеры за это время стали родными».
   В доброй компании уместны хорошие анекдоты. А где они не уместны? Театрал Владимир Шапенко именно таким образом начал свой монолог, а затем задался вопросом: только ли мужчины в этом спектакле самодуры? И, как адвокат, отметил великолепную работу синьоры Феличе. «Такая яркая речь в финале заведомо снимала, нивелировала все возражения». Актриса выразила готовность выступить в любом суде.
   Кстати, Карло Гольдони был юристом по образованию. Собственную адвокатскую практику начал в Венеции. Глубокие познания «человеческого материала» и талант позволили ему параллельно заниматься драматургией. Так что славу он снискал в другой области и таким образом вошел в историю культуры.
Спектакль окончился на позитивной, торжественной ноте Вивальди. Остается лишь гадать, не оказался ли со временем новоиспеченный муж Филипетто, следуя венецианской традиции, тираном…

Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Артем Друзь


Константин РАЙКИН
Константин РАЙКИН:
«Хочу, как говорит Александр Ширвиндт, сказать слова неслыханной благодарности. Очень приятно, что Английский клуб ходит к нам в «Сатирикон» вот уже 25 лет и помнит нас совсем молодыми. Рад, что благодаря настоящему знатоку театра, Алле Коженковой, людям театра и нашего в том числе, у Английского клуба очень хороший вкус».
Мария ВАЦИК
Мария ВАЦИК:
«Эмоции захватывают! Я помню, одно из клубных мероприятий проходило в Школе сценических искусств Константина Райкина, где он показывал студентам, как лишь жестами, беззвучно представить зрителям любой предмет: шкаф, скрипку. Здесь было что-то похожее: яркая мимика, убедительные движения. Замечателен общий колорит эмоциональной, шумной итальянской семьи. Проблема соотношения грубости, черствости мужчин и тонкой душевной организацией женщин здесь преподнесена очень убедительно. И вполне позитивно. Так, что эмоции у меня, как у зрителя, самые положительные. Но особенно меня, как врача, впечатлило, как мужчины реанимировали виолончель. Очень профессионально».
Артемий НИКИТОВ
Артемий НИКИТОВ:
«Мне очень понравилось, замечательно прошел вечер. Актеры играли прекрасно. Но вот удивительная метаморфоза – в жизни они гораздо моложе, никогда не скажешь, что только что видел этих людей на сцене, следовал эмоциям их героев. Но при этом как достоверно играли! Волшебная сила искусства».
Людмила ПУЧКОВА
Людмила ПУЧКОВА:
«Абсолютно во всем узнается авторский стиль Константина Райкина, в постановке в целом, в игре актеров, в неожиданных шутках. Все азартно и в то же время талантливо. На мой взгляд, получился психологический триллер-комедия! Спасибо Английскому клубу».