ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

27.X.23
АРТ-ЛОЖА
АРТ-ЛОЖА
В закулисье, в актерское бытие!    Спектаклю «Играем Шекспира» лишь год, он еще не вышел из «премьерного» возраста. Впрочем, зал полон не по этой причине. Театр Образцова притягивает зрителей страстью к умным, талантливым, интересным экспериментам. В прошлом году Английский клуб посмотрел спектакль «Я – Сергей Образцов» с солирующим Евгением Цыгановым в окружении кукол. Прием выхода кукольного актера «из тени» прекрасно был принят почитателями театрального искусства, а потому продолжен. На этот раз «замахнулись на самого Вильяма нашего Шекспира».
   Шесть сильнейших пьес великого драматурга в одной постановке: «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта», «Ричард III», «Отелло», «Король Лир». Однако без ложного пафоса. Играли живую репетицию, вроде бы, не взирая на зрителей и в то же время желая показать им свои драматические навыки.
Как известно, Шекспир был не только гениальным автором, прежде всего, он служил актером «Глобуса», театра, по сути, площадного. Он как никто другой знал – театр лишен пафосности, торжественности, а каждому спектаклю предшествует рутинная репетиция. Несложно предположить, что любой театрал не прочь заглянуть по ту сторону сцены, в закулисье, в актерское бытие.
   Актеры анализировали произведения великого автора, советовали друг другу как «от натуги не рвать страсти», «показать лицо доблести, но ничего не преувеличивать». «сыграть так, чтобы зрители считали это талантливым». Вместе с персонажами Шекспира они размышляли на грустную тему – «как короток театральный век». Соединяли творческую свободу и площадной театр петрушек, интеллектуальные размышления и театральные байки. Шутили над собой и над смертью Дездемоны. Спектакль соткан не только из нескольких произведений, но и из множества смыслов и ассоциаций. И этим, безусловно, сродни сшитому из лоскутов занавесу, появившемуся в финале действия.
   Словно дразня зал актеры использовали в каждом отрывке разные системы кукол: планшетные и перчаточные, тростевые и марионетки, маски и необычные инсталляции. И куклы демонстрировали необычайные возможности. Даже декорация, голова, гигантская маска Лира. Сам Шекспир появился на сцене необычно – его бюст выкопали могильщики в финале известной сцены про бедного Йорика. Бюст, читает 66-й сонет Шекспира и также становится персонажем...
   Традиционная встреча клубных театралов с участниками спектакля на фуршете началась с дружного (репетировали!) приветствия гостями артистов: «Как вам это удалось?». С легкой руки автора пьесы Сергея Плотова эта фраза рефреном звучала со сцены в самых разных ситуациях. Анжелика артистам представила Английский клуб: «Мы ходим в театры, смотрим лучшее, не первый раз в театре Образцова. Мы любим театр, любим актеров, к сожалению, не часто бывает, чтобы артистическая энергия зримо подпитывала зал. У вас же есть этот кураж. Нам было интересно, мы чувствовали сопричастность. Ждем новых экспериментов!».
   Владимир Беркун, он единственный читал монолог короля Лира как драматический артист, в ответ представил творческий коллектив. Замечательного режиссера-художника Виктора Никоненко, «который всех собрал, объединил, сделал спектакль и всех нас увлек»; Дмитрия Чернова, его Гамлет, сидя на огромной ладони, этаком необычном элементе сценографии, держал в руке куклу-двойника и вел с ней серьезнейший диалог; Эвелину Исламову, Владислава Камышникова, Алию Гаттарову, Андрея Нечаева и других актеров.
   Оценила спектакль с особой, корпоративной позиции член клуба, известный театральный художник, Алла Коженкова. «Как приятно, что из моей компании театральных художников появляются, вырастают такие таланты. Я почувствовала, что это работа художника: точность мизансцен, замечательный юмор, неожиданные повороты сюжета, в целом – изумительный результат. Я делала все эти спектакли Шекспира, но не смела и предположить, что их можно объединить в такой прекрасной истории, которая, на мой взгляд, должна нравиться абсолютно всем и каждому, поскольку спектакль сделан с открытой душой. Он красивый, талантливый, питает душу и дает возможность жить дальше. Я сегодня помолодела лет на 40».
Роберт Зиновьев впечатлен был необычным форматом спектакля. «Самое сильное ощущение, наверное, от того, что зрителей удалось поразить отступлением от классического кукольного театра, когда мы не видим актеров. Здесь очень органично смотрелись живые актеры со своей мимикой, пластикой, непосредственными эмоциями, своими репликами, разговорами – и куклы. Со сцены прозвучала фраза: «Что же остается после сыгранного спектакля?». У нас, у зрителей остался восторг».
   Шекспировская классика вот уже сколько веков не теряет актуальности. Она по-прежнему вне времени, мудра, остроумна, с множеством смыслов и ассоциаций. Оказывается, шутили клубные зрители, чтобы понять, что в той или иной пьесе главное, не надо полностью перечитывать первоисточники, достаточно внимательно посмотреть спектакль «Играем Шекспира».
   Надо признать, что встреча с творческой группой Театра не превратилась в вечер дежурных комплиментов. Режиссер и артисты проявляли искренний интерес к клубу, расспрашивали о его программах, принципе отбора мероприятий.
   Разумеется, особое внимание творческой группы – персоне Аллы Владимировны. Как знать, а вдруг через некоторое время Английский клуб будет приглашен на очередную премьеру театра Образцова, а на афише будет имя Аллы Коженковой? Кукольный театр, как убедились зрители, место безграничных творческих возможностей.
   Владимир Шапенко подарил театру свою книгу «Азбуку диковинных зверей для взрослых и детей» с удивительными иллюстрациями Ксении Елисеевой. И это тоже послужило поводом к некраткому разговору. Конечно же о творчестве.
   Можно сказать, что у Клуба с театром Сергея Образцова сложились теплые, дружеские отношения.
   Ждем новых премьер!

Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Артем Друзь


Виктор НИКОНЕНКО
Виктор НИКОНЕНКО:
«У любого актера есть мечта – сыграть заветную роль. Основная идея этого спектакля – сделать для каждого участника микро-бенефис. Мы выбрали наиболее яркие отрывки из великих произведений Шекспира. Куклы вместе с актерами доказывают, что им по плечу вечные шекспировские темы – любовь, смерть, актер, театр... Наши – не играют, а живут на сцене вместе с шекспировскими героями».
Сергей КАЛАШНИКОВ
Сергей КАЛАШНИКОВ:
«Я давно вывел для себя – отличие театра от кинематографа состоит в том, что даже самое хорошее кино не способно достичь того эффекта переживаний каких-то своих личных проблем, как хорошая книга и талантливый спектакль. Тем более трудно представить, что сильные чувства может вызвать кукольный театр. Сегодня мы видели действо, которое во мне вызвало волну серьезных переживаний. Для меня это спектакль о судьбе, о жизни актера. Насколько все-таки его профессиональная жизнь не похожа на существование людей других специальностей. И особенно впечатлил меня рваный, из лоскутов собранный занавес – настолько он сближает зрителя и труппу. Я бы такой посоветовал сделать для любого самого серьезного академического театра. Тяжелый бархатный занавес безмолвный».
Аркадий КЕРНЕР
Аркадий КЕРНЕР:
«Я, к величайшему сожалению, с университетских времен не читал Шекспира. С большим удовольствием смотрел эту талантливую постановку, совершенно необычную. Думаю, ничего подобного в мире никто не делал. Настолько оригинально и своеобразно, что – вне всяких комментариев».
Роберт ЗИНОВЬЕВ
Роберт ЗИНОВЬЕВ:
«Естественно, это спектакль-попурри на тему ряда пьес великого Шекспира, преподнесенных с иронией. Но в то же время был и драматизм. В отдельные моменты мы замирали. Очень здорово, великолепный спектакль, мне понравилось».