В силу сложности экранизации авторам пришлось искать необычные сюжетные ходы и яркие изобразительные средства. Так, Хотиненко позволил себе несколько вольную трактовку. В сюжете появился новый персонаж, следователь Горемыкин (в исполнении одного из своих любимых актеров - Сергея Маковецкого). Он, распутывая детективную интригу фильма, словно становится рассказчиком трагической повести. В романе его нет, но исторически такая фигура существовала. Он расследовал «дело Нечаева», вдохновившее Достоевского на создание романа «Бесы». Другая вольность касается персоны Ставрогина. У Достоевского он был склонен к разными увлечениями и «во всем доходил до крайности». Хотиненко, в свою очередь, наделил его особым увлечением – бабочками, этакое постижение невероятной красоты – до ее края. В прелюдии - начале фильма, фантастически красивые бабочки служат фоном для титров. Но бабочка – символ не только красоты, но и недолговечности жизни, смерти. От красоты, которая спасет мир, до «некрасивости», что его погубит – один шаг. Чередой бессмысленных смертей, жестоких политических убийств сопровождается появление в провинциальном городке кружка революционеров-террористов и их последователей, не понимающих, куда они ведут мир, во имя чего творят зло. Открывая традиционный допремьерный клубный просмотр в необычном для большинства месте – в кинозале ГУМа, режиссер предупредил, что авторы фильма и его участники исходили из печального, но, наверняка, очень близкого к реальности, предположения: мало кто читал «Бесов», а кто-то недочитал, откинув с отвращением. Члены Клуба увидели лишь фрагмент, одну серию, но и этого было достаточно, чтобы получить представление об образах, глубине проработки «материала». В минувшее воскресенье полную версию фильма дал телеканал «Россия». Так что клубная публика была уже подготовлена, «разогрета» к просмотру четырехсерийной телеверсии. Особое впечатление, подчеркнул Хотиненко, у группы осталось от Костромы, играющей роль провинциального русского городка, где разворачивается трагическое действие романа. Здесь проходили натурные съемки, самые массовые эпизоды «Бесов». «Кострома — чудесный город и по атмосфере, и по сохранившейся архитектуре. И даже со своей кинематографической историей. Какой-то Голливуд: местные жители участвовавшие у нас в массовке, вспоминали: вот тут снимался Мастрояни, а здесь «Жестокий романс» Эльдара Рязанова. Но главное – это моя замечательная съемочная группа, без них ничего бы не сложилось». С любовью режиссер представлял актеров. Хорошо знакомого по спектаклям Ленкома Антона Шагина. Он играет Петра Верховенского: персонаж - ртуть, человек, который может быть обаятельным и предельно жестоким; в детстве на ночь подушечку крестил, вырос – лишает жизни людей. Член Клуба актер Александр Галибин сыграл губернатора городка. В обойме актеров Хотиненко появилась Маша Шалаева (роль Хромоножки). Как эмоционален рассказ режиссера о том, как в последний день съемок в Костроме в пять утра она «взяла» восьмиминутный монолог за один дубль! Порадовали своим присутствием и другие представители съемочной группы – Максим Матвеев (Ставрогин), Инна Штеренгарц – одна из самых опытных кастинг-директоров в стране, с ней режиссер работает постоянно. Татьяна Яковлева – жена, редактор фильма и, судя по всему, самый строгий критик всех работ Владимира Ивановича. На этот раз у Хотиненко в качестве главного оператора был Денис Аларкон Рамирес, обладатель «Золотого орла 2013», сын Татьяны. «Семейственность у нас процветает». Когда картина уже была готова, знакомый Хотиненко в книге 1929 г. издания обнаруживает письмо, которое Достоевский адресовал своей почитательнице, попросившей у писателя разрешения сделать инсценировку романа «Бесы». Федор Михайлович советует, как следует поступать со сценографированием своего произведения. Не пытаться «извлекать из него драму», не переносить буквально эпическое в другую форму. «Другое дело, если вы как можно более переделаете и измените роман... или, взяв первоначальную мысль, совершенно измените сюжет». При этом, правда, писатель высказал сочувствие желающему довести свое намерение до конца... "Все это, - радуется режиссер, - позволяет мне никому не отвечать на вопрос, почему я, как сценарист, так повольничал и что в моем фильме делают бабочки". Хорошо, делились впечатлениями соклубники, что автор не стал актуализацировать роман буквально, переносить действие в наше время. Аналогии возникают невольно, а ситуация на Украине лишь подчеркивает провидческий талант великого писателя и пронзительность фильма. |