В начале прошлого века уникальный эксперимент с цветом, формой, пространством, именуемый абстрактным искусством, который начал Кандинский, не получил должного развития в России. Между тем, работы Кандинского, Малевича, Ларионова, Лисицкого, Родченко не только дали мощный толчок для развития этого направления на Западе. Они реализовали главную цель искусства – художники были выразителями меняющегося общественного самосознания. В середине столетия другой молодой художник – Элий Белютин поставил амбициозную цель: организовать альтернативу существующей в то время Академии художеств на основе развития актуального искусства. В созданной им студии теоретик, автор уникальной педагогической системы, основатель направления «Новая реальность» учил художников высвобождать скрытую творческую энергию, развивать способность мыслить образно, нестандартно. В 1962 году, после того, как на выставке в Манеже в честь 30-летия МОСХа Никита Хрущев разгромил абстракционистов, Белютину запретили открыто заниматься тем направлением искусства, которое он вел, был в нем лидером. Началась кампания против формализма и абстракционизма в СССР. Оттепель сменилась застоем. Студия вплоть до 90-х годов ушла в творческое подполье. Для продолжения ее работы Белютин приобрел дом в подмосковном поселке Абрамцево. Здесь на небольшой советской даче проводились выставки работ Белютина и его учеников. Оборотной стороной такого положения дел стало то, что целое направление, которое должно было занять достойную нишу в истории искусства, осталось известно только узкому кругу специалистов. Появление в судьбе Элия Белютина фигуры Михаила Сенаторова, доктора технических наук, специалиста по информационным технологиям, почти два десятилетия проработавшего в должности заместителя Председателя Центрального банка РФ, – случайно и в какой-то мере закономерно. Родственница Михаила долгое время занималась в студии мастера и лет 30 назад познакомила их. С тех пор они с Белютиным поддерживали отношения. Художник был не только интересным собеседником, но и обладателем уникальной коллекции. Их с женой Ниной Молевой, писательницей, историком, искусствоведом, московская квартира представляла собой своеобразный музей – картины старых мастеров, скульптуры, антикварная мебель. 10 лет назад Белютину уже стало трудно часто ездить на дачу-студию в Абрамцево. Художники продолжали там работать, но прежней опеки со стороны мэтра уже не было. Белютин с женой подумывали продать дачу. Купи ее человек сторонний, не погруженный в суть там происходящего – студийный дух, картины, все было бы безвозвратно утрачено. Михаил решает приобрести дачу и на ее базе создать музей студии. Дом требовал восстановления, нужно было сделать систему постоянного обогрева. Картины студийцев и самого Белютина лежали в сарае, многие из них были свернуты в рулоны, что, как известно, губительно для полотен. Около шести лет ушло на то, чтобы капитально отремонтировать дачу, картины, натянуть их на подрамники, проанализировать их, архивировать. О полной реставрации говорить рано. Ее прошли только те работы, что участвовали в выставках. Год назад Михаил построил помещение, позволяющее демонстрировать картины, менять экспозицию. Коллекция Михаила – около 1,5 тысяч картин. С еще одним коллекционером работ Белютина и его студийцев Ольгой Усковой они создали Фонд русского абстрактного искусства. Они проводят семинары, издают каталоги, книги, организуют выставки. Несколько лет назад была проведена выставка в Русском музее в Санкт-Петербурге. К 90-летию мастера была открыта экспозиция в петербургском Мраморном дворце. Прошла выставка в Московском музее современного искусства на Петровке. Коллекция работ художников «Новой реальности» хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галерее в Москве, в Зиммерли-арт музее в Нью-Йорке, в Калининградском музее и в Орловском музее изобразительных искусств. Элий Белютин – фигура легендарная и неоднозначная, истории, рассказываемые о нем полны мифов. Но направление, открытое Белютиным, – убежден Михаил, – не просто интересно. Это уникально. Уже потому, что белютинская студия на протяжение полувека была практически единственным местом, где столь глубоко осмыслялось и художественно выражалось мироощущение человека. «Почему Хрущев так возмутился явленному на выставке в Манеже? – он был главой страны, где строилась «материально-техническая база коммунизма»! Но он не понимал, что эпоха технической революции завершается. Что на смену ей идет информационный этап развития человечества. Думаю, что и художники этого не понимали. Но предчувствовали суть предстоящих перемен. И вслед за гуру верили – надо изображать уже не реалистические вещи, а показывать конфликт человека со средой, с окружающим миром, с природой». Причем конфликт может носить как отрицательный, так и положительный характер. Главное, он эмоционален. Эти эмоции они и пытались выразить соответствующими средствами. Чем эта школа отличалась от других художественных направлений? Там была теория. «Теория всеобщей контактности», разработанная Элием Белютиным. В целом, – считает коллекционер, – теория спорная, но в ней немало интересных вещей, используемых в живописи. Там есть оригинальная творческая методика преподавания, техника выражения. «Не будь этого мощного объединяющего начала, могло ли у Белютина быть столько последователей? Несколько сотен художников прошли через его школу. Некоторые, как, например, Владислав Зубарев, на основе ее открывали, развивали свои направления. Поэтому и хочется показать, что Белютин – явление уникальное и для мировой культуры». Выражение новыми средствами возникающего тогда конфликта Белютин называл «Новой реальностью». А мы сейчас живем в новой реальности, дополненной компьютерными технологиями, в виртуальной реальности. Многое, что отрабатывалось тогда в студии, сегодня стало обыденным. Например, краудсорсинг – когда источниками информации, интеллектуальных и прочих вложений являются люди. То, что сейчас называется мозговым штурмом, коллективным интеллектом, в студии проявлялось в работе нескольких художников над одной картиной, инталляцией. Отчасти манера работы Белютина со студийцами отражала современный, применяемый в интернете и в других областях прием манипулирования массовым сознанием. Белютин предвосхитил многое. И это еще предстоит открывать, анализировать множество накопленных архивов, дневников художников, интервью с оставшимися в живых. В рамках Фонда налаживается контакт с кафедрой искусствоведения МГУ, чтобы адаптировать метод Белютина к современным методам обучения. Главное – определить и продемонстрировать место этого уникального явления – гения Белютина, русской абстракции в истории российского и мирового искусства. Текст: Виктория Чеботарева |