ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








26.II.21
КЛУБНАЯ ПРОГРАММА «ЛУЧШИЕ ВЫСТАВКИ МОСКВЫ»
КЛУБНАЯ ПРОГРАММА «ЛУЧШИЕ ВЫСТАВКИ МОСКВЫ»
Связь времен    Некоторые, жадные до впечатлений члены клуба успели заранее познакомиться с удивительным Храмовым комплексом Новоиерусалимского монастыря, основанного в 1656 году патриархом Никоном – по подобию святых мест Палестины. Монастырь относительно недавно открылся после многолетней реставрации и поражает своим величием и красотой.
   Выставочный комплекс Новый Иерусалим – еще один мощный магнит, притягивающий почитателей истории и прекрасного в эту точку Подмосковья.
   Раз в год выставочный комплекс усилиями члена Клуба Максима Дунаевского превращается в место для проведения традиционного музыкального open-air фестиваля с участием звезд мировой классической сцены.
   Организует его Музейно-выставочный комплекс совместно с Московской областной филармонией, художественным руководителем которой Дунаевский и является.
   Знакомство большинства членов Клуба с выставочной деятельностью комплекса началось с выставки «Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции семьи Мауергауз», на которой представлены выдающиеся образцы искусства Северного Возрождения.
   В экспозиции 70 работ, большую часть их российская публика видит впервые. Основа выставки – работы представителей внушительной и весьма продуктивной династии Брейгелей. В течение 20 лет Валерия и Константин Мауергауз приобретали эти произведения на Sotheby’s, Christie’s и других солидных аукционах, в частных галереях. Коллекцию они продолжают активно пополнять до сих пор. Сегодня это едва ли не крупнейшее в России частное собрание старых мастеров северных школ.
   Основателя династии – Питера Брейгеля старшего называли Мужицким. Его сыновья – Питер Брейгель младший и Ян Брейгель старший. За любовь к библейским сюжетам в духе Босха, первый был прозван Адским. Второй, за утонченность и страсть к цветочным натюрмортам, Бархатным. Он мастер тонкой манеры письма. По его стопам пошел Ян Брейгель младший. Чтобы помочь разобраться в хитрых родственных связях Брейгелей, выставку открывает внушительное схематичное «древо».
   Произведений Питера Брейгеля старшего, с легкой кисти которого произошел расцвет национальной нидерландской живописи, в государственных российских коллекциях нет. Но благодаря тому, что Питер Питерович Брейгель младший был прекрасным копиистом отцовских творений, можно получить представление о многих утраченных работах его отца.
   Интересно было присмотреться, как развивалась особая брейгелевская традиция, как условия свободного рынка, существовавшего тогда в Северной Европе, влияли на тематику произведений. Бархатный любил изображать букеты цветов, которые не могли появиться одновременно в одной вазе, поскольку распускались в разное время года. Но так, видимо, желали заказчики... На стоимость картин в то время могло повлиять количество изображенных в пасторальном сюжете коров. Чем их было больше – тем щедрее платили. Сын Бархатного, тоже Ян, специализировался на пейзажах. А внук, ван Кессель, искусно изображал жуков, бабочек и раковин на медных пластинах. Ими украшали модные в XVII веке кабинеты редкостей и кунсткамеры.
   Полотна фламандцев схожи с кино: кажется, участники бытовых сцен вот-вот продолжат движение, а муха взлетит с очередного натюрморта. Эстетика и идеи Брейгеля старшего были очень близки Андрею Тарковскому, он включал его полотна (и иных классиков) в свои фильмы, словно вступая с ними в диалог.
   Это ощущение возникает оттого, что даже в массовых бытовых сценах каждый ее участник наделен индивидуальностью. Работы ироничны, философичны, поучительны, как, например, картина «Добрый пастырь». На ней самоотверженный пастух (с лицом аристократа), желая спасти стало овец, отважился на смертельную схватку с волком. Современникам был очевиден политический подтекст картины. Ее долгое время приписывали Питеру Брейгелю старшему. Недавно разобрались и признали творением Питера сына. Когда-то она была в собрании Николая Рериха, но, сменив собственников, попала в коллекцию семьи Мауергауз.
   Тематическое и жанровое разнообразие работ художников Северного Возрождения дает право сегодняшним искусствоведам относить их творчество к проявлению массовой культуры. Для полноты понимания эпохи устроители выставки работы Младших Брейгелей дополнили произведениями их современников, широко известных фламандских и голландских авторов, творческих соперников Брейгелей – Хендрика Ван Балена, Себастьяна Вранкса, Исаака Соро, Амброзиуса Босхарта Младшего, Балтасара ван дер Аста и других.
   Многие художники, следуя увеличивающемуся спросу, неплохо копировали работы Питера Брейгеля старшего после его ухода из жизни. Справедливости ради стоит заметить, что и сам мастер не совсем был оригинален. Он начал карьеру с подражаний Босху.
    По завершении экскурсии все отправлялись в усадьбу Евгения и Ольги Мулюковых, в легендарный поселок «Мастера искусств», что в подмосковных Снегирях. На территории усадьбы находится исторический дом Исаака Дунаевского. Здесь к приезду гостей уже был изыскано на пару десятков кувертов накрыт стол. Приветствуя друзей, Ольга тем, кто впервые оказался в этом месте, поведала поразительную историю появления их семьи в доме Дунаевского в качестве хозяев.
   Самое трогательное в ней то, что этот дом не был сломан или радикально перестроен, а бережно реставрирован. Практически все в доме осталось таким, как было при жизни композитора. Сохранился дух дома, привыкшего к гостям. Дома, по ощущению хозяйки, явно страдающего, когда они долго не появляются в его стенах.
   Потрясение от коллекции семьи Мауергауз, понимание того что вся последующая мировая живопись «вышла» из образцов, представленных плодовитой династий Брейгелей, общая беседа о новой жизни дачного дома Дунаевского... Невольно все это приводило к умозаключению: как важно, что в жизни есть люди, благодаря которым не распадается связь времен.
   В компанию Английского клуба Ольга пригласила давнего друга семьи, друга Максима Дунаевского, иногда они выступают и в деловом партнерстве. Евгений Загот – композитор, дирижер, музыкальный продюсер, аранжировщик множества мюзиклов, ледовых и водных шоу, автор музыки к фильмам и передачам на телевидении, лауреат различных премий и наград. И, как выяснилось в застолье, очень веселый человек.
Оказавшись за роялем знаменитого композитора он радовал окружение хорошо знакомыми мелодиями – от Дунавского отца до Дунаевского сына, от Морриконе до собственных произведений. И в этом тоже была своеобразная связь времен. Хозяйка была тронута лиричной песней, специально написанной Евгением в честь ее дня рождения, что был накануне. Такой подарок жене придумал Женя Мулюков!
   Угощения в тот вечер тоже были неординарны и вполне достойны кисти «малых голландцев» – рябчики, утка в шкатулке из теста. Но особенно всех поразил торт – в форме буквы «О», special gift героине вечера от Елены Друзь. От имени Английского клуба искренне смущенной таким вниманием хозяйке, Анжелика Матвеева вручила картину художника Юниса Еникеева – вид старой Москвы.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото участников встречи


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Олег МАТВЕЕВ
Олег МАТВЕЕВ:
«Хочется обратить внимание на то, что именно Ольга приобщает клуб к культуре этого региона Подмосковья. Новый, но с солидной историей Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Дамский салон не раз проводил встречи в усадьбе Мулюковых и их участники узнавали много интересного об истории легендарного поселка «Мастера искусств». Сегодня мы побывали в выставочном центре на одной из интереснейших выставок. Замечательная складывается традиция».
Роберт ЗИНОВЬЕВ
Роберт ЗИНОВЬЕВ:
«Восхищает увлеченность семьи Мауергауз, коллекционирующих это высокое искусство и делающих его доступными для широкой публики. Рекомендую всем членам клуба, кто не был на выставке, обязательно ее посетить. Она, на мой взгляд, развеивает мифы о том, что работы «малых голландцев» мрачны, темноваты. Мы увидели солнечные жанровые сцены, потрясающие натюрморты.
Помимо этого, оправдались мои подозрения, что многие мотивы современных художественных ремесел откровенно позаимствованы. Когда мы подошли к замечательным букетам Яна Брейгеля, сразу обнаружили параллели с жостовскими подносами, продаваемыми, кстати, в сувенирном киоске музея».
Виктория ГАЛКИНА
Виктория ГАЛКИНА:
«Династия художников Брейгелей сотни лет поражает зрителей своими работами. Прежние хозяева этих произведений и нынешние, семья Мауергауз, смогли сохранить картины и дать нам возможность сегодня увидеть их, восхититься ими. И тут же – другая, по сути, очень похожая история. Ольга и Евгений, наши современники, сохранили дом человека известного, очень уважаемого и значимого для страны, – чтобы оставить в нем память об Исааке Дунаевском: его рояль, пластинки, фотографии на стене. Дом наполнен любовью. Хозяева сохранили в нем атмосферу необыкновенного счастья».