ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








10.II.20
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ЮБИЛЯРА
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ЮБИЛЯРА
Миссия: от депутата – до Давида    Встречаясь на очередном «Ужине с Шумейко» как-то не задумываешься: вот он – непосредственный участник создания новой России. А он без ложной скромности искренне гордится чередой своих «карьер».
   От слесаря – до генерального директора крупнейшего в Европе производственного объединения «Краснодарский завод измерительных приборов», с 13-тысячным коллективом. В это время он еще и прослужил в Группе Cоветских Bойск в Германии, в Потстдамском гарнизоне.
   От депутата – до председателя Совета Федерации первого созыва. «Будучи Председателем СФ, главой Межпарламентской ассамблеи стран СНГ, я, думаю, не сделал ничего более значимого, чем подписание Бишкекского протокола, призывающего прекратить огонь в Нагорном Карабахе. По крайней мере, два государства перестали воевать».
   От кандидата технических наук – до доктора экономических, профессора в Академии пограничной службы. Там Шумейко преподавал авторский курс «Исторические, политические и экономические основы российского федерализма». Стал доктором экономических наук, поскольку «тогда не знали, куда отнести федерализм».
   Сейчас, по выражению Шумейко, он проживает четвертый этап принципиально отличающийся от предыдущих. Каждый по насыщенности событиями, вызовами, переживаниями «тянет» на полноценную человеческую жизнь.
   Но за всеми этими «жизнями» стоит один человек. Хорошо ли он всем нам знаком? Можно ли представить, что, оказывается, в детстве он был стеснительным мальчиком. В армии, тем более, когда год служишь на танкоремонтном заводе, стеснительность проходит самым естественным образом. Во вторые два армейских года получилось так, что несколько тысяч комсомольцев были у него в политическом подчинении.
   Там он познакомился со своей будущей женой Галиной Георгиевной. Она была секретарем прокуратуры Потсдамского гарнизона. Затем работала инструктором крайкома КПСС, заведовала партийным архивом. Серьезный человек.
   Его отношение к жизни не менялось, всегда оставалось оптимистическим. Независимо от положения он не терял здравого суждения о той или иной ситуации. Не через розовые очки воспринимал идеологию коммунистической партии. «Все зависело от положения в иерархии. Были рядовые, те, что выиграли войну, с возгласом «коммунисты вперед!» шли на смерть. Я вступил в партию в армии. Мне объяснили: «Мы на переднем рубеже социалистического лагеря. Завтра может начаться война, а вы танкисты...» А то, что партия сверху развалилась, мы к этому никакого отношения не имели. Свой партийный билет я не порвал».
   Часто люди, уходящие со значительных постов, отправляются в политику, в оппозицию. Владимир Шумейко этого делать не стал. Говорит, «политика – не мое. Я оказался в политике, поскольку был выбран».
   Он мог позволить себе конфликтовать с Хазбулатовым: «Вот вы теперь мой зам, – говорил тот». «Я не ваш зам, я заместитель председателя Верховного совета». Потом Ельцин попросил Шумейко перейти в правительство, в первые вице-премьеры. Через два года он снова был избран (тогда, подчеркивает, избирали!) депутатом.
   «Ельцину не боялся сказать: «У нас в России только двое, которых я слушаюсь и делаю то, что они говорят. Это вы и я».
   Гордится кровным, не декоративным казачеством. «Пращур мой запорожский полковник Прокоп у казаков получил прозвище Шумейко за свой веселый и шумный нрав. Стал полковником, исполнял при Богдане Хмельницком должность, соответствующую нынешнему министру иностранных дел. Когда в Новочеркасске в 1962 году отцу, военному, дали приказ поднять части и подавить восстание, он сказал: «Я против своего народа не воюю. Так остался полковником».
   «Я же казак. А у нас «С Дону выдачи нет». И второй постулат – «Мы окромя царя никому не кланяемся». У меня закончился срок выборный. Оставаться там, значит кому-то подчиняться...».
   Некоторое время проработал представителем Калининградской области в Правительстве РФ. Награжден орденом «За заслуги перед Калининградской областью». Работал с душой.
   А помогать области начал еще в должности первого заместителя Председателя правительства РФ в 1992 году. Кстати, напоминает: «Именно тогда обо мне говорили, что я «главный коррупционер в государстве». За два корабля, отданные Литве, соседняя страна построила в Калининграде кварталы для возвращающихся советских военных. Потом за то же хвалили: «корабли сгнили, а дома стоят».
   Знающие его люди обращают внимание – он не склонен кого-то ругать, отзываться плохо. «Так было принято в семье. Даже мать могла только дать подзатыльника».
Уходя в реминисценции, он не демонстрирует склонности к обидам на судьбу, на его очернителей, критику несогласных с его действиями. Не стал в позу, не ушел в оппозицию. «Я не делю людей на плохих и хороших. Главная заповедь – не суди, да не судим будешь. У Шота Руставели есть замечательная фраза: «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны».
Он не согласен с выражением «лихие 90-е». «Ничего лихого тогда не было. Наоборот, все очень тяжело переживали внезапные перемены. Ломка не может пройти безболезненно. Люди оказались в заложниках того, что происходило наверху. Очнулись – страны нет, ничего нет. Привыкли получать, а надо зарабатывать. Как? Величайшая геополитическая катастрофа. Лихие – это когда на коне и с шашкой наголо!».
   Шумейко не был в числе отцов-основателей Английского клуба. Пришел позже, когда покинул Совета Федерации, по приглашению Сергея Абакумова. Его избрали Старшиной по связям с общественностью. В этом качестве он устанавливал отношения с другими клубами: Московским клубом юристов, возрожденным москвичами Английским собранием в Питере, Строгановским клубом в Перми и другими общественными собраниями.
   А вечера «Ужин с Шумейко» стали традицией и очень популярной программой для общения соклубников. Новых членов клуба Шумейко поражает фольклорностью, живостью ума, доброжелательностью. Короче – располагает. Все знают, с ним интересно, весело, непринужденно.
   «Сейчас уже без Английского клуба не могу себя представить. Клуб – как отдушина, посидел, с друзьями поговорил – лучший способ оторваться от чего-то другого, рутинного». Благодаря клубу расширился круг его друзей.
   Но в клубе Шумейко знают далеко не только в качестве веселого тамады. Владимир Филиппович и Галина на прошедшем несколько лет назад клубном вернисаже поразили всех художественным творчеством – мощные панно, поделки из дерева, крупные деревянные скульптуры. И это не аддикция, этакий уход от действительности. Любовь к работе с деревом привил отец. «У него руки откуда надо росли. Он был военный, мы постоянно меняли места жительства, всю Россию объехали. Приезжаешь, с собой два сундука, да пара чемоданов. Надо обустраиваться. Отец делал шкафы, полочки. Очень мне нравилось смотреть – для души работа. Так и я стал на ты с деревом, со стеклом, чеканить умею».
   В пандан к «Дамскому салону», что уж скрывать, вызывающему зависть суровой половины клуба, Владимир Филиппович устроил у себя дома мужской вечер, посвященный самогоноварению.
   Он автор 17 книг. С каждой знакомил соклубников. Прежде книги демонстрировали его ироничное – может быть, самое правильное – отношение к жизни, к окружающим, к себе. Вот «Пельмени по протоколу, анекдоты из коридоров власти» – истории о видных политиках нашего времени. Шаловливые «Частушки в танках» написал с дочерью Натальей, она же автор иллюстраций. «Застолье у мангала» – сплошной гедонизм. «Россия. Какой народ – такая власть» – рассуждение о том, что форма власти, политический режим государства, испокон веков связаны не только с историческими, экономическими и политическими причинами. Они определяются национальными особенностями, душой и характером народа.
   Однако судьба была к нему не только благосклонна, но и испытывала на прочность. В результате самого тяжелого из испытаний, потери внука, он пришел к Богу. «А моя жизнь перешла в следующий ее этап». С тех пор пишет книги духовной направленности под общим названием «Воскресная школа для детей и их родителей». Трактует библию в стихах. Склонность к поэтическому творчеству обнаружил в себе еще в детстве.
   Сейчас он переосмысливает псалмы Давида и премудрости Соломона. «Я погрузился в эти времена за тысячу лет до рождества Христова и понял, ничего не поменялось в этом мире. Люди те же, грехи те же, страсти те же, отношения между людьми те же. Только декорации другие».
   Оказалось, что издание «Воскресной школы для детей и их родителей», не менее, если не более интересное занятие, чем все то, чем ему прежде приходилось заниматься. И это уже миссионерство.

Текст: Виктория Чеботарева


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Сергей КАЛАШНИКОВ
Сергей КАЛАШНИКОВ:
«Шумейко пришел в нашу жизнь, в жизнь России в ее минуты роковые, когда страна переживала коренной перелом. И уже это придает его фигуре масштаб и историчность. Он был не просто вице-премьером в первом российском правительстве, он был первым председателем Совета Федерации. С появлением в декабре 1993 года Конституции возникла новая страна. В этой стране Шумейко занял третье место в официальной иерархии. Он возглавил верхнюю палату Федерального Собрания, где заседали представители регионов.
Страна распалась на республики, а в 1994-1995 годах она начала разваливаться на отдельные субъекты. Центробежные силы были очень мощные. На Владимира Филипповича историей была возложена миссия – не допустить распада регионов. Его роль в истории весьма значительна. И я уверен, она, как и все то время, еще получит достойную оценку.
Да, уйдя из политики, он не стал оппозиционером. Это было бы резонерством, причем, непродуктивным. Уйти в оппозицию – при всей благородности задачи – означало подстраиваться к внешнему миру. Шумейко – мощная, масштабная личность. И не считает необходимым бороться с ветряными мельницами. Как сильная личность он создает вокруг себя свой мир, а не приспосабливается к окружающему.
Меня поражает его невероятный творческий потенциал. Художественные увлечения, множество разноплановых книг появляются из под его пера... Приходится только удивляться, каков ресурс! Причем абсолютно невостребованный».