ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








7-11.III.22
КЛУБНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
КЛУБНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
Сказки Магриба наяву    Марокко – наилучший вариант знакомства с Северной Африкой и приобщения к древней арабской культуре. Ее отголоски хорошо сохранились до наших дней в традициях, в архитектуре. Программу клубной поездки в Марокко, традиционно приуроченной к 8 марта, Старшина Елена Рабе начала готовить заранее, презентовала ее на «Ужине с Шумейко». Но в силу понятных причин не многие рискнули отправиться в путешествие. В Касабланку летели через Стамбул.
   Касабланка – «белый дом», таков преимущественный цвет строений самого большого и густонаселенного в Марокко города, в котором замес арабского и европейского особенно заметен. Марокканцы бережно сохраняют отстроенный французами во времена протектората город. Первый вечер в Касабланке, ужин в Rick'sCafé, в атмосфере легендарного фильма «Касабланка», романтической кинодрамы 1942 года, поставленной режиссером Майклом Кертисом с Хамфри Богартом и Ингрид Бергман. За роялем тапер в возрасте наигрывает мелодии тех времен... Впрочем, подобного заведения в Касабланке тогда не было, фильм снимался в Голливуде. Это просто отличная бизнес-идея, в 2004 году в большом особняке тщательно воссоздали декорации «Касабланки», наполнили ее атрибутикой легендарного салона Рика. И магнит для туристов готов.
   Rick'sCafé – мило, реминисцентно. А вот другая местная достопримечательность, Мечеть Хасана II, крупнейшее в Марокко, грандиозное сооружение на набережной Атлантического океана с самым высоким минаретом в мире – культурный шок. Сказочная арабская архитектура возвышается над городом и, благодаря тонкому архитектурному замыслу, кажется, парит над волнами. Но это не старинная мечеть. Начали строить ее в 1980 году по проекту французского архитектора Мишеля Пинсо, воплотившего в ее облике черты лучших построек средневековой арабо-испанской архитектуры. Возводили сооружение тысячи местных мастеров в течение 13 лет. С каким изяществом! Декор мечети – фрески, мозаики, резьба и роспись по дереву, лепнина, затейливые узоры, арабская вязь, великолепие цветовой гаммы. В эту церковь можно входить и женщинам.
   При подъезде к Марракешу – зеленые поля, оливковые рощи, город окаймлен холмами. Французы научили местных выращивать лозу, познакомили с технологией изготовления прекрасных вин. В ресторане La Kabana для клубных путников был приготовлен специальный обед «с мясным акцентом». На стенах, как это принято в подобных заведениях, фотографии известных посетителей.
   Богатство каждого города Марокко – исторический центр, «медина», по сути – огромный рынок с площадями и узкими улочками среди жилых домов. Рынок Марракеша огромен, с утра до вечера здесь кипит жизнь, совершаются тысячи покупок, готовится уличная еда, торговцы зазывают в свои лавки, совмещают торговлю с ремеслом. Во всем этом многообразии – колоритный дух средневековья. По соседству городской современный парк.
   Город, делились впечатлением путешественники, обращал на себя внимание потрясающей архитектурой – стоят на протяжении столетий здания не более трех этажей из красного камня, меняющего свой цвет при различном освещении. Роскошная французская колониальная застройка. Современные строения не входят в диссонанс с древней архитектурой даже на окраинах.
   Поездка, как и намечалось, проходила под знаком культурного наследия Ива Сен-Лорана. Он родился на Севере Африки, в Алжире, а потому особенно понимал, чувствовал эту часть земли, ее краски, ее свет. Впервые Ив Сен-Лоран и его партнер Пьер Берже приехали в Марокко в 1966 году. Дизайнер сделал коллекцию нарядов в восточном стиле, показал ее во всем мире. Марракеш стал для модельера вторым домом. В течение 50 лет они бывали здесь по несколько раз в году. Приобрели сад, основанный французским художником Жаком Мажорелем, в течение 40 лет он выращивал там редкие, со всего мира, растения. Но особое впечатление произвел новый, открытый в 2017 году музей, посвященный Иву Сен-Лорану и истории моды, он в двух шагах от сада Мажорель. Авторы проекта – Карл Фурнье и Оливье Марти, парижские архитекторы, также вдохновленные марокканским колоритом, много здесь строили, оформляли отели и частные дома по всей стране. В экспозиции личные вещи кутюрье, платья и аксессуары его коллекций разных лет, история его работ со знаменитостями. Считается, что этот марракешский оммаж внушительнее музея Ива Сен-Лорана в Париже.
   Пожалуй, кутюрье и не подозревал, какую роль он невольно сыграет в культурном и экономическом развитии Марокко. Сюда приезжали его друзья селебрити, богатые люди, причем не только из Франции. И американские знаменитости покупали здесь поместья, строили виллы, вкладывали деньги в сферу сервиса. Экзотические ландшафты: пустыня, горы, равнины, река, песчаные берега и множество солнечных дней в году сделало Марокко меккой для кинематографа. В «Африканским Голливуде» самые известные режиссеры сняли сотни фильмов. Современные марокканцы, отметили путешественники, весьма космополитичны.
   Восьмого марта на праздничный ужин в ресторан Dar Marjana компания отправилась с шиком, в каретах, запряженных лошадьми. Ресторан фолклорный, сделанный, как любой дворец, в стиле риады. Внешне невзрачно, вся красота – внутри. Арочные стены, фонтаны, пальмы – все это под современной стеклянной крышей. Ужин длился шесть часов: постоянная перемена блюд, танцы живота и прочая развлекательная программа. Каждому гостю – подарки в арабском духе. Славе Печникову, возглавлявшему компанию дам, в первую очередь. Традиция!
   На следующий день – экскурсия во дворец Бахия. За неприметной стеной – один из самых богатых дворцов конца XIX века, возведенный по заказу Си Муссы, великого визиря султана Марокко Мухаммеда IV. Дворцовый комплекс строили поэтапно, начиная с 1866 года в качестве резиденции визиря и одной из его жен. Затем сановник разошелся – стал пристраивать иные дорогостоящие помещения для других жен и наложниц. Дворец утратил четкую планировку. На территории комплекса в восемь гектар – непременные фонтаны, сад с кипарисами, жасмином, апельсиновыми и банановыми деревьями, мечеть и хамам.
   Сын Муссы расширил дворцовый комплекс, но после его смерти в 1900 году он был разграблен. Сохранились лишь стены, дворец стал резиденцией послов, разные миссии вкладывали средства в его реставрацию. Помещения дворца щедро украшены мрамором, керамической плиткой, кедром. И, конечно же, причудливой игрой света и тени.
   В программе путешествия нашлось время и для кулинарного мастер-класса, приготовления кус-куса. А на следующий день – экскурсия на ретро-мотоциклах с коляской «Урал»! В качестве водителей были французские студенты историки. Уникальная часть поездки – посещение так называемого Дома змеи. Это одна из вилл, построенная еще в 1928 году в стиле ар-деко, где останавливался, жил Ив Сен-Лоран. Сейчас это частное владение. Нынешняя его обитательница Кристина приняла гостей, показала фотографии и рассказала немало историй об обитателях Маракеша, писателях, музыкантах, известных актерах и режиссерах, поднявших в свое время Новую волну не только во Франции.
   Заключительный обед прошел в легендарном аристократическом ресторане La Trattoria. За ним последовал поздний вылет в Москву рейсом Королевских Марокканских авиалиний.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото участников поездки


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Елена РАБЕ
Елена РАБЕ:
«Люди остаются людьми. Во время нашего путешествия в Марокко это было особенно заметно. К нам марокканцы и иностранные туристы, с которыми мы встречались, относились очень приветливо. Изначально затея с этой поездкой была так хороша, что я незадолго перед отъездом сказала себе – даже если отправится лишь один человек, я все равно полечу. Мы не должны замыкаться. Когда границы можно пересекать, устанавливаются культурные, человеческие отношения между людьми, совместное путешествие позволяет поднять дух людей. А это очень важно».
Вячеслав ПЕЧНИКОВ
Вячеслав ПЕЧНИКОВ:
«Мы были очарованы поездкой. Очень приветливая страна, и добродушие почувствовалось прямо с границы. Когда мы прилетели, стояла большая очередь французов, марокканцев, турок. Таможенник, узнав, что мы из Москвы, пропустил нас без досмотра. И за все время, что мы там были, мы, как русские, вызывали восторг у марокканцев. Это прибавило впечатлений, было приятно. Лена нам сделала очень интересную, насыщенную программу, вся поездка прошла на одном дыхании. И мы часто произносили: как жалко, что остальные не смогли увидеть этот красивый «белый дом» – Касабланку, великолепный красный город Марракеш. А видеть их нужно обязательно. Послевкусие после путешествия самое приятное».
Татьяна ШУСТОВА
Татьяна ШУСТОВА:
«Думаю, что не решившиеся поехать в Марокко, много потеряли. Мы с Робертом были там лет 10 назад, картина удручающая: на улицах грязь, какое-то все неопрятное... Сейчас впечатление совсем иное – чистота, все ухожено, кажется, что марокканки не позволяют себе выйти на улицу не нарядившись, без макияжа. Обслуживание идеальное, еда не просто вкусная, а, как заметил Слава Печников, было ощущение, что это гастрономический тур. Прекрасные впечатления от многочисленных достопримечательностей, от отелей, в которых мы останавливались. Нельзя было не обратить внимание – к нам все хорошо относились: и местные, и туристы из разных стран, ни одного косого взгляда. Нам повезло с местным гидом, человеком просвещенным, увлеченным историей, культурой и умеющим передать свои познания, по второму образованию он филолог. Я ни на секунду не пожалела об этой поездке».