ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








16.V
КЛУБНАЯ ПРОГРАММА «ЛУЧШИЕ ВЫСТАВКИ МОСКВЫ»
КЛУБНАЯ ПРОГРАММА «ЛУЧШИЕ ВЫСТАВКИ МОСКВЫ»
Художник, исследователь человеческих душ, перфекционист, гений...    Репина нужно смотреть. А еще лучше смотреть и слушать, как о нем рассказывают профессионалы. Такое сопровождение, как известно, расширяет горизонты и позволяет узреть гораздо больше.
   В последний раз Третьяковская галерея значительно представляла Репина четверть века назад. Эту же потрясающую выставку работ Ильи Репина Третьяковка готовила почти три года. Собраны произведения из более 30 российских и зарубежных собраний: Финляндии, Чехии, Белоруссии.
   Почему так долго и так тщательно? На этот раз ретроспективу готовили несколько человек из отдела живописи второй половины XIX – начала XX века. Кураторы решили пересмотреть отношение к Репину, избавиться от шаблонов, от взгляда, сформированного в советские годы на художника, как на «певца народно-освободительного, революционного движения, передвижника, представителя критического реализма».
   Чтобы обновить взгляд, в группу подготавливающих выставку вошли два молодых научных сотрудника отдела, в том числе Софья Аксенова. Именно ее в музее посоветовали клубу в качестве сопровождающей. Историк искусства, Софья показала, насколько время расставляет все на свои места. Репин – далеко не «идеологический художник».
   Начинается выставка с известного автопортрета художника и белого прямоугольника, вместо отсутствующей из-за покушения на нее в прошлом году картины. Полотно восстанавливают. Но устроители уверены, даже не глядя на него, все представляют, что на нем изображено. Можно ограничиться табличкой: «Иван Грозный и сын его Иван».
   Уже с самого начала творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Может быть, предполагает Софья, потому, что помимо явного таланта, художник продемонстрировал умение не просто тонко передать евангельский сюжет из академической программы. В картине «Воскрешение дочери Иаира» Репин изобразил момент ожидания чуда. Помимо Академии художеств Репин учился у иконописцев в родном Чугуеве, так что тема евангельских мотивов, библейских сюжетов, равно как и тема жизни и смерти, никогда не покидали творчество мастера.
   Выставке предшествовали серьезные исследования, уточнения. Вот один из множества примеров: работа, которая долгое время в историографии значилась как «Отказ от исповеди», оказывается автором была названа «Исповедь». Разница принципиальная.
   В 1871 году Илья Репин заканчивает Императорскую Академию художеств с Большой золотой медалью за картину «Воскрешение дочери Иаира». Получает звание художника первой степени и как лучший из лучших учеников Академии – право на заграничную поездку. Через два года он отправился с семьей в творческое путешествие по Европе, завершившееся в Париже.
   Поначалу он не скрывал неприятия современного искусства: «Галерей множество, но… не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей». Но, прожив два года в Париже, очаровался французской культурой. С увлечением копировал классиков, проникаясь, как и в Эрмитаже, мастерством старых мастеров. Экспериментировал, пробуя разные жанры. Репин не только признал импрессионизм, но и глубоко впитал живописный язык Эдуарда Мане...
   Но тем не менее вернулся из поездки на год раньше – на родину, в Чугуево, в Харьковскую губернию. Где и начал масштабную серию этюдов к картине «Крестный ход в Курской губернии». Чтобы собрать материал, ездил в Курскую губернию, Киев, Чернигов. Ему очень важны личные наблюдения, жизненные впечатления. Не раз переносил сроки окончания работы. Эскизы, варианты, этюды крестьян, священнослужителей, мещан – каждый образ в этом «хоре » ярок, обдуман.
   На просьбу Павла Третьякова - забавную мещанку, несущую киот, заменить симпатичной барышней Репин ответил меценату и основателю Третьяковской галереи отказом. Он не терпел в своем творчестве фальши.
   Репин не писал картины. Он размышлял об индивидуальности человека, его жизни, многозначности толпы. Если кому-то в картине «Не ждали» виделась прежде всего народническая тема, то, обоснованно доказала Софья, автор вкладывал в нее иной смысл. Явные аналогии с евангельскими сюжетами, размышления над психологическим состоянием героев в момент этой внезапной встречи с ссыльным.
   Глубокий смысл заложен в полотне «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», рождавшимся 12 лет. Автор так глубоко погрузился в тему, что все эти годы семья вынуждена была жить в этой малоросской истории. А знакомые – позировать в качестве того или иного харАктерного героя.
   Будучи перфекционистом и обладателем «быстрой кисти» Репин многократно переделывал свои картины, добиваясь нужного ему ощущения.
   Известная ипостась Репина – портретист. Он написал много портретов своих близких, особенно лиричны портреты детей. В частности, обратила внимание Софья на полотна «Стрекоза» и «Осенний букет».
   Образованнейший человек, он, понимая и высоко ценя русскую культуру, создал огромную галерею портретов, а скорее образов ее деятелей в различных ее сферах. Глинка, Мусоргский, Бородин, Глазунов… Тургенев, Лев Толстой, Гаршин, Фет, Стасов… Суриков, Шишкин, Крамской, Васнецов, Куинджи… Сеченов, Менделеев, Павлов, Бехтерев.
   Двадцать лет художник был знаком со Львом Толстым, бывал в его московской квартире, в Ясной Поляне. Создал несколько портретов Толстого, множество зарисовок и набросков. На этой выставке кураторы; расположив полотна рядом, показали, как тонко прочувствовал Репин перемены, происходящие со временем в личности великого писателя.
   Чтобы показать «другого Репина», на выставке помимо около 170 живописных работ кураторы поместили более 130 графических произведений. Удивительно, но эти небольшие, но очень точные наброски, эскизы, зарисовки в очень разных техниках, поразили членов клуба больше знаменитых, хрестоматийных полотен. Тем более, что о Репине рисовальщике известно немного...
   Софья цитировала Илью Ефимовича. Даже из нескольких отрывков было понятно, как художник воспринимал критику современников. Иногда спокойно, порой болезненно, обоснованно полагая, что его творчество будет по настоящему оценен со временем. И оказался прав.
   Последние 30 лет жизни Репин провел в Финляндии, в имении Пенаты в Куоккале. Волею судьбы он оказался в эмиграции. Второй женой Репина в это время была чудаковатая писательница Наталья Нордман. С ней клубные любители прекрасного уже «познакомились», побывав на выставке «Жены» в Частном Музее русского импрессионизма. Она собирала и систематизировала информацию о Репине. И при этом старалась умерить гостеприимство мужа. Друзья художника могли приходить в их дом лишь по средам. Перед тем, как пойти в гости, шутили они, следовало плотно поесть: Наталья Борисовна пропагандировала вегетерианство.
   В Куоккале Репин начал писать эмоциональные мемуары, они вошли в сборник очерков «Далекое близкое». Книгу стоит почитать, хотя бы для того, чтобы насладиться блестящим литературным языком художника.
   Живописец, психолог, исследователь человеческих душ, провидец, гений, новатор... Репин незауряден, а потому остается легендой не только отечественной, но и мировой живописи. Художником, воспитавшим целую плеяду таких известных художников, как Кустодиев, Грабарь, Серов,  Малявин, Фешин, Остроумова-Лебедева...
   Практически не было вопросов пытливых членов клуба, на которые Софья не дала бы ответа. Огромная благодарность искусствоведу была сопровождена букетом розовых роз.
   Продолжился этот особый вечер легкой прогулкой по Музеону, что само по себе интересно. Любители прекрасного переместились в ресторан «The Сад», основанный Иваном Ургантом. Здесь прошел клубный ужин с обсуждением увиденного, душевными разговорами, с дегустацией творений высокой гастрономии. Шеф-повар ресторана Адриан Кетглас, один из лучших поваров России, обладатель звезды Michelin.  И эта еще одна приятная клубная традиция – завершать посещение выставки знакомством с одним из лучших ресторанов столицы.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото: участники встречи


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Илья РЕПИН
Илья РЕПИН:
«Задача искусства – разбудить зрителя, заставить задуматься».
Анжелика МАТВЕЕВА
Анжелика МАТВЕЕВА:
«Интересно послушать, как это мы обычно делаем, куратора выставки, искусствоведа, умудренного годами, знанием и опытом. Неожиданно, но оказалось не менее интересно, услышать в качестве куратора выставки молодого специалиста. Софья – человек со своим взглядом на творчество Ильи Репина, патетически-уважительным отношением и при этом критическим. У нее замечательная речь и явно ораторские способности. Она проводила много параллелей с разнообразными художественными течениями того времени и это было очень интересно - сравнивать, анализировать и найти свое собственное отношение к Художнику».
Виктор ИВАНЕНКО
Виктор ИВАНЕНКО:
«Выставка потрясающая. У меня было упрощенное, линейное представление о творчестве Ильи Репина, созданное еще в школьные годы. А тут вся жизнь большого человека. Меня увиденное и услышанное потрясло. Менялось мировоззрение, менялись взгляды на изображаемые образы, ситуации; менялся в соответствии с переменами и сам художник. И все это читается в картинах. Как много говорят о самом Репине портреты близких и знакомых ему людей».
Владимир ШАПЕНКО
Владимир ШАПЕНКО:
«Мне понравилась идея открыть выставку Репина белым прямоугольником под названием «Иван Грозный и сын его Иван». Если серьезно – очень интересная ретроспектива. Я узнал много новых подробностей творчества Репина. Главное – выставка позволяет взглянуть на великого художника совсем иначе, вовсе не так, как предлагали в свое время это сделать авторы школьных учебников. И обнаружить очень интересного человека, не говоря об удовольствии рассматривать его прекрасные произведения».
Елена ОПОРКОВА
Елена ОПОРКОВА:
«Для меня эта выставка – еще и личное ощущение. В Русском музее я, можно сказать, выросла и Репина впитала там с детства. В Пенатах, в тех местах тоже прошло детство. Поэтому я счастлива, что оказалась на этой выставке».