ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








28.II
ВГИКу - 100 ЛЕТ
ВГИКу - 100 ЛЕТ
Колыбель важнейшего из искусств    «Чтобы почувствовать блюдо, не обязательно съесть его целиком», – логично заметил заведующий кафедрой режиссуры игрового фильма, профессор, руководитель мастерской ВГИКа Владимир Хотиненко. «Кормить» соклубников наиболее вкусными произведениями своих студентов он начал задолго до грандиозного юбилея легендарного института, но под соусом надвигающегося 100-летия.
   Давно шла речь о визите во ВГИК. И вот все обстоятельства сложились так, что он состоялся. С самим Малышевым, напомнил Олег Матвеев, клуб познакомился давно, приезжая на экскурсию в Госфильмофонд, когда Владимир Сергеевич его возглавлял. Последние 12 лет он руководит ВГИКом, кузницей киноталантов, откуда вышло большинство известных кинорежиссеров, актеров, деятелей кино.
   Харизматичный, остроумный Малышев несколько слов произнес об истории создания первого в мире киновуза. Итальянский, французский киноинституты возникли только в 30-х годах прошлого века. Первенство ВГИКа неоспоримо. «Товарищи большевики хорошо понимали значимость важнейшего из искусств, его возможности в деле агитации и пропаганды. Особенно для тех, кто и читать не умел».
   С самого начала киноучреждение отличала одна особенность: мастера, выдающиеся личности набирали в свои мастерские студентов и обучали их по-своему. И эта традиция, несмотря на министерские циркуляры, неизбежно продолжается по сей день.
   Конкурсы огромные: по 120 человек на актерский факультет, по 60 – на режиссуру. ВГИК притягивает талантливых и амбициозных тем, что может позволить стать известным или даже очень известным. Но это на первый взгляд. Чтобы что-то творить, должна быть еще и индивидуальность. Вот мастера и отсеивают обладающих природной склонностью к художественному творчеству, необходимыми для овладения профессией, знаниями в области литературы и искусства, культурным уровнем и запасом жизненных наблюдений. Увы, сокрушается ректор, многие лакуны приходится восполнять в процессе обучения.
   Время рождает множество новых технологий, цифровых в том числе, касающихся изображения, звука и т.д. «Конечно, все эти возможности, новинки вуз применяет в учебе, – подчеркнул Мадышев. Поскольку сегодня мы чувствуем большую ответственность перед своими выпускниками. Если прежде выходцев из ВГИКА направляли на студии, а дальше – кому как повезет. Сегодня –сами-сами».
   Конечно, институт получает гранты на наиболее талантливые экранизации, старается «перекидывать мостики» с продюсерами. «Не так все плохо».
   Ректор рассказал, с каким, похоже исключительно деловым размахом, в сентябре будет отмечаться 100-летие. Ожидается приезд 250 ректоров киновузов на Всемирный конгресс СЕЛЕКТА. Это организация, в которую входят практически все киновузы мира, где обсуждаются вопросы обучения профессии.
   В небольшом киноролике промелькнули ключевые киномоменты, начиная с премьерного советского фильма «Серп и молот», снятого в 1921 году. ВГИК стал не только киношколой, но и лабораторией, где создавалась теория первого массового искусства 20 века. Здесь организована первая в мире фильмотека. Конечно, история ВГИКа – это прежде всего те, кто здесь учился, преподавал. Классики: Эйзенштейн, Пудовкин, Кулешов, Довженко, Герасимов, Ромм... Те, кто призывал относиться к фильму как к искусству, а не как к массовому зрелищу. Список киногениев продолжили Чухрай, Чхеидзе, Ростоцкий, Рязанов, Тарковский, Шукшин, Параджанов, Абуладзе, Лиознова, Климов, Говорухин, Сокуров... А каждый, сидящий в кинозале, мысленно добавлял своих фаворитов.
   В институте и его филиалах в Сергиевом Посаде, Ростове-на-Дону и Иркутске учится более трех тысяч человек. Это единственная киношкола, обладающая учебной киностудией с полным технологическим циклом производства. В составе ВГИК работает научно-исследовательский институт киноискусства.
   Бесчисленны и интересны совместные проекты с зарубежными мастерами. Продемонстрированный ролик был подготовлен к 95-летию ВГИКа. Но он почему-то не выглядел ретроспективно. Все воспринималось как прелюдия к чему-то интересному, новому. И это так: Владимир Хотиненко выдал свежайшую новость: выпускник ВГИКа Денис Аларкон-Рамирес, сын Татьяны Яковлевой, снимает с режиссером Ренни Харлином (автор фильма «Крепкий орешек 2») и Пирсом Броснаном в главной роли голливудский блокбастер.
   В завершение «пролога» и в знак благодарности Олег Матвеев от клуба вручил Владимиру Малышеву небольшой сувенир – солидную репродукцию исторического задания Английского клуба на Тверской и букет проректору Ольге Клейменовой.
   Именно Ольга Константиновна организовала клубный визит так, чтобы можно было «объять необъятное». Экскурсия включала посещение двух факультетов.
   Факультет анимации и мультимедиа – самый молодой во ВГИКе. Его декан, Елена Яременко, режиссер анимационного и документального кино, и не пыталась скрыть своей влюбленности в профессию.  «Если художник умеет рисовать, он может создать шедевр и тонкой линией. Но сначала он должен научиться рисовать и только потом уже экспериментировать». В павильоне объемно-кукольной анимации с горящим взором Елена Георгиевна демонстрировала куклы, сделанные руками студентов, представляла их возможности, технологии их съемки.
   Рассказывала о «сыпучих технологиях» и прочих анималистических шаманствах. Своим энтузиазмом она заражала, кажется, даже мужскую часть клубной группы.
   Станислав Соколов, профессор, заведующий кафедрой анимации и компьютерной графики. Ученик самого Ивана Иванова-Вано. Режиссер удивительного полнометражногой кукольного мультфильма, снятого по мотивам сказок Гофмана. Мультфильм снимался 17 лет, с 2001 по 2018 год. Частично его художником-постановщиком был Михаил Шемякин. Соколов, по выражению Елены Георгиевны, «работал над этим мульфильмом так, как мы стараемся научить наших ребят».
   Станислав Михайлович рассказал, что ВГИКовская анимация существует с 1923 года. «В те времена это еще был техникум кинематографии, где «Экспериментальную мастерскую по мультипликации» открыли великие классики этого жанра. Сегодня же изучение новых возможностей цифровой техники во ВГИКе «базируется на высокой общей и изобразительной культуре студента, на владении классической и современной анимацией».
   Недавно ВГИК и Московская духовная академия, что в Сергиевом Посаде, завершили мультимедийный проект «Академия Веры». Молодые священники, – заметил Соколов, – написали смелые сценарии. Студенты сняли 20 анимационных фильмов о духовном воспитании.
   Партнерство с Музем им. А.С. Пушкина, позволило сделать восемь студенческих фильмов по мотивам выставки «Пикассо & Хохлова», недавно проходившей в музее. Станислав Михайлович показал несколько глубокомысленных студенческих миниатюр, выполненных в разных жанрах.
   Заведующий кафедрой рисунка и живописи художественного факультета Александр Матрешин поведал, что, оказывается, первые режиссеры, Лев Кулешов и Сергей Эйзенштейн были художниками, оставившими множество рисунков к каждому своему фильму.
   Лишь в процессе развития кинематографа произошло разделение труда. В 1938 году появился факультет художников-постановщиков, а затем и кафедра рисунка и живописи, где даются базовые знания, оттачивается мастерство. К концу обучения студенты уже изображают масштабные многофигурные жанровые картины.
   Некоторые результаты этих многолетных экзерсисов были представлены на стенах коридора. Экспозиция разных студенческих практик – пейзажной, архитектурной и сюжетной. Графика, живопись свидетельствовали и о поставленной руке, и умении выразить особый взгляд, и о таланте учащихся, и, безусловно, о торжестве академической школы рисунка и живописи.
Ольга Константиновна добавила, что хранят эти традиции преподаватели мирового уровня, заслуженные, народные художники, академики. В их числе – Борис Михайлович Неменский, работами которого гордятся многие солидные музеи. «Такой художественной щколы, как во ВГИКе, практически в мире уже нет».
   Трогательный мини-концерт актеров, студентов мастерских Александра Михайлова и Игоря Ясуловича продолжил знакомство с творческими ресурсами института. Прошел он в немало повидавшем, легендарном актовом зале здания ВГИКа, частично построенном в 1956 году. Прежде занятия проходили в помещениях Киностудии Горького.
   В качестве эпилога Владимир Хотиненко представил курсовую работу одного из талантливых своих подмастерьев, Леонида Гардаша. «Месть» – веселая, музыкальная и очень современная во всех отношениях картина.
   А намеченный на этот вечер киноальманах «Из архивов ВГИКа» решили посмотреть клубом в другой раз. «Работы великих нужно созецать спокойно, не в суете. Они солидные».
Беседы во время дружеского фуршета выявили интересную тенденцию. Некоторые члены клуба – если бы время пошло вспять – не прочь были бы поступить во ВГИК и таким образом изменить свою судьбу.
   Внучка Регины и Владимира Эминовых учится во ВГИКе. Соня, дочь Владимира Шапенко, девятиклассница, некоторое время назад увлеклась советским кинематографом 60-70-х годов; сравнивает, анализирует, ведет дневник советского кино и, судя по всему, собирается поступать во ВГИК.
   Анжелика Матвеева поблагодарила профессоров ВГИКа Владимира Хотиненко и Татьяну Яковлеву за интереснейший киновечер. Татьяну особенно: вот уже шестой год благодаря ей «Дамский салон» последовательно изучает зарубежный кинематограф! Кстати, 26 марта продолжится знакомство с лучшими в мире мюзиклами.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Василий Редкин


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Владимир МАЛЫШЕВ
Владимир МАЛЫШЕВ:
«Мне иногда звонят крупные руководители серьезных ведомств, полагая, что я, по влиятельности в своем институте, тоже «генерал» и могу приказать пристроить его потомка к кому-то из своих «подполковников». Приходится объяснять, что я не в праве настаивать, мастер сам принимает решения. Вот и Хотиненко это подтверждает. Как-то деликатно выкручиваемся».
Елена ЯРЕМЕНКО
Елена ЯРЕМЕНКО:
«У нас сейчас продюсерский кинематограф. И продюсер зачастую говорит мастеру: очень хорошо не надо, надо быстро».
Федор ЛОСЕВ
Федор ЛОСЕВ:
«Отлично. Перед нами практически прошла целая история советского, российского кинематографа. Очень приятно побывать в таком месте и почувствовать, что традиция настоящего кино все эти годы поддерживается. ВГИК – редкий институт, где параллельно с учебой, с теорией, студенты вовлекаются в настоящее дело».
Владимир ШАПЕНКО
Владимир ШАПЕНКО:
«Я сегодня получил необыкновенное удовольствие от творческой атмосферы, которая здесь царит. Видно, что здесь студентам интересно учиться. Одна галерея художественных работ чего стоит! Часами можно рассматривать. Впечатление великолепное».
Елена ОПОРКОВА
Елена ОПОРКОВА:
«К ВГИКу у меня особое отношение. Когда знаешь историю нашего кино, понимаешь, что именно в этих стенах выросли и научились профессии режиссеры, ставшие основой мирового фонда кинематографии, артисты, ставшие эталонами искусства. Для меня это очень сакральное место. Традиции и сегодня почитаемы, но из них не делают памятник. Их развивают. Это видно и потому, как нам рассказывали представители разных факультетов. Мы видели тех, кто рождает таланты».
Галина ГОРКУНЕНКО
Галина ГОРКУНЕНКО:
«Великолепная экскурсия, замечательное знакомство. Чувствуется академическая школа, которая была у нас, когда мы учились. Видно, что не разорвана связь времен, сохранилось высокое требование к преподавательскому мастерству».