«Поговорим немного о любви» В первый день весны члены Клуба и гости из Московского клуба юристов и бизнес-сообщества «Конгресс-Коллегия» собрались поговорить о кино. Собрались в интересном месте – Центре документального кино, расположившимся в одном из зданий Музея Москвы, в уникальном историческом архитектурном комплексе Провиантских складов.
В последнее десятилетие мир переживает бум документального кино. Люди устали от высокотехнологичных блокбастеров, им хочется чего-то «живого», реальных ситуаций, реальных людей. Проходят международные фестивали неигрового кино, серьезные режиссеры обращаются к документалистике, отмечаются многомиллиардные просмотры в интернете – молодежь проявляет интерес к доккино. Есть интересные, очень достойные работы. Вот только широкой публике их негде смотреть.
В Москве, впервые в России, появился кинотеатр, специализирующийся на документальном и фестивальном кино. Но это не просто уютный кинозал. Это культурный, образовательный Центр, где проходят творческие вечера, интересные показы, мастер-классы, конференции и кинофестивали. То есть делается все, чтобы документальное кино демонстрировалось для широкой аудитории и стало зрительским.
Эту клубную встречу решено было провести именно в этом зале прежде всего, чтобы познакомиться с самим Центром. И, конечно, поговорить о кино в связи с предстоящей очень серьезной датой – 100-летием ВГИКа. Как Государственная школа кинематографии он был основан 1 сентября 1919 года. Невероятная вещь, прошло лишь полтора года, как свершилась революция. В стране голод, холод, разруха, и один из первых указов касается кинематографии.
Кино в массы. Вот уж действительно: «Из всех искусств для нас важнейшим является...».
Много за это время сделано в институте, из него вышли лучшие режиссеры, он – основа достижений в области кинематографии России и сегодня. Приятно, что в Английском клубе есть два человека, имеющие непосредственное отношение к ВГИКу. Люди с огромным стажем преподавания. Профессор кафедры режиссуры на Высших курсах режиссеров и сценаристов игрового кино Владимир Хотиненко и киновед Татьяна Яковлева-Хотиненко, преподаватель истории зарубежного кино. Клуб обратился к ним, чтобы узнать, что такое сегодняшняя киномолодежь, чем они дышат, что трогает их души? Владимир Хотиненко подготовил специальную программу.
Для начала он показал документальную картину под названием «Планета Железяка», и это не случайно, ведь В. Хотиненко много лет вел блестящую программу на канале "Культура" - "Смотрим...Обсуждаем...", посвященную документальному кино. Сделанная с большой иронией 15-минутная короткометражка рассказывает о небольшом российском местечке, где не ловит телефон. Вот вся деревня и ходит звонить на железнодорожные пути, потому что это единственное место, где можно поймать сигнал. Балансируя на рельсе, мама разговаривает с сыном, который служит в армии, девочка беседует с сестрой... Местная полиция запрещает звонить с железнодорожных путей. А они идут и звонят. Забавно. Необычно. Грустно. Фильм очаровал зрителей и послужил поводом к серьезному осмыслению не только самой картины, но и такой знакомой ситуации в России - безысходности.
Хорошее документальное кино – это честно. Потому что о настоящей жизни, о ее проблемах, о ее нелепостях, о смешном и невеселом. И, конечно, о любви. Этой теме была посвящена другая часть программы. Открывала ее дипломная работа Анны Артамоновой «Besame mucho» – история нескольких поколений одной семьи. Жизнь каждого поколения пронизывает проникновенная мексиканская «канцона». Чудесный, замечательно снятый молодой девушкой фильм.
Как рассказал о своей студентке Владимир Иванович, она очень открытый, светлый человек. В фильме чувствуется изумительная перекличка личности режиссера и того, что и как она сняла. Душа, энергетика человека непременно отразится на пленке. Это закон.
Следующим эпизодом программы был альманах студенческих работ, будущих режиссеров. Владимир Хотиненко предварил этот показ небольшой преамбулой о том, что Мобильные телефоны проникают во все большие стороны нашей жизни, вызывая соответствующие перемены. Гаджеты позволяют делать все более качественные фото и видео, почти как профессиональными камерами. Более четкое изображение, возможность снимать в движении, в непосредственной близости – все это позволяет лучше передать состояние героя. Так смартфоны входят в документальное кино.
iPhone Film Festival пятый год собирает лучшие фильмы и видео со всего мира. Фильмы, для которых нужен лишь талант и креативность, а не многомиллионные бюджеты. На последнем кинофестивале в Каннах показали фильм Стивена Содерберга, снятый по «современной технологии».
Владимир Хотиненко предложил своим студентам снять на мобильный мини-фильм на тему «Объяснение в любви». Они сняли. И поразили Мастера невероятным разнообразием понимания темы и исполнения. Для просмотра из общего числа отобрали 12 эпизодов, по 2-3 минуты. Лирические, мелодраматические. Как отмечали потом зрители, их объединяло лишь одно – ирония и юмор. В них не было, казалось бы, так подобающей такому моменту серьезности. Зато в каждом чувствовалось дыхание молодости. Не поддаться такому настроению было невозможно – все в зале улыбались.
В завершение посмотрели дипломную работу выпускника ВГИКа, одного из любимых учеников Хотиненко – Александра Цоя. Фильм тоже о любви, о мечте, но уже с жесткой подачей профессионала, серьезного режиссера.
В качестве бонуса, на бис Владимир Иванович показал уже знакомый клубным кинолюбителям фильм Александра Цоя, который, среди прочих студенческих работ, многие видели на юбилее Хотиненко. Поразительная двухминутная зарисовка, с некой восточной мудростью говорящая о зарождении жизни.
На этой высокой ноте закончился кинопоказ. Но никто не встал с кресел, хотелось поговорить об увиденном, прочувствованном, что-то уточнить. Продолжился разговор о кино и в модном кафе Центра - «Proviant». Поговорили о будущих встречах. Члены Клуба попросили Владимира Хотиненко, замечательного рассказчика, в следующем клубном сезоне обязательно сделать творческий вечер. Повод – 100-летие ВГИКа, навеял очень интересную тему: познакомиться с хранящимися в архивах института дипломными работами его великих выпускников.
Надо признать, вечер был неожиданным даже для членов Английского клуба, для которых самые необычные знакомства – норма. Гости же восприняли произошедшее с нескрываемым удивлением. Такой доброй, объединяющей всех атмосферы интеллектуального отдыха в иных клубах наблюдается не часто.
Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Василий Редкин
ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Анжелика МАТВЕЕВА:
«Признаюсь, когда мы задумали провести этот вечер, было опасение – удастся ли этот эксперимент? Ведь, как правило, членов Клуба приглашают на безусловное событие: прекрасный спектакль, работу модного режиссера или актера, выставку с широкой рекламой. Показать работы молодых режиссеров, студенческие искания – вещь рискованная. Придите, посмотрите что-то неизвестное... Но я видела, все остались очень довольны».
Елена ОПОРКОВА:
«Вечер абсолютно уникален, нигде больше мы не смогли бы увидеть такую разнообразную палитру молодых талантливых режиссеров. Но есть у меня и привкус горечи – если еще в институте эти молодые ребята делают такие интересные работы, снимают прекрасные дипломы, куда они потом исчезают? Почему на нашем телевидении мы видим так много халтуры и пошлости. Очень жаль!».
Александр КУДРЯВЦЕВ:
«В этом сезоне я наблюдаю в клубе новую тенденцию, которая мне очень импонирует - членам клуба представляют не безусловно признанных мастеров, лучшее в Москве элитарное искусство, а показывают что-то свежее, экспериментальное, молодое. Вот и сегодня мы увидели Будущее. Будущее российского кинематографа. Мне было, безусловно, интересно. Отдельно я хочу отметить документальный фильм «Планета Железяка», в 17 минутах кино – квинтэссенция всей нашей российской жизни. Фильм «Планета Железяка» снят в 2014 году, но там до сих пор ничего не изменилось. Пройдет еще столько же времени, а жители множества поселений России так и будут ходить на свою «железяку» чтобы связаться с миром».
Светлана АБЕЛЯН:
«Очень понравилась идея создания Центра документального кино в Москве. Появилось место, где можно будет увидеть лучшие неигровые фильмы, особенно, мне кажется, это полезно для молодежи. Кинозал очень уютный и располагает к откровенному разговору. Отдельно хотелось бы сказать об атмосфере в Английском клубе, мы здесь первый раз и по-хорошему удивлены очень доброжелательному отношению к гостям».
Аркадий КЕРНЕР:
«Прекрасная программа. Но если говорить о моих предпочтениях – это дипломный фильм Александра Цоя. Это уже не студенческая работа, а фильм вполне сформировавшегося режиссера, не зря он один из любимых учеников Владимира Хотиненко».
Владимир ДЕВЯТОВ:
«Идея мини-фильмов в формате ММS – очень любопытная. Смотришь работы студентов и понимаешь, как им повезло с мастером. У меня предложение – сделать творческий вечер Владимира Хотиненко, он удивительный рассказчик и человек с большим юмором».