ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








21.II
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛОЖА
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛОЖА
Расчет на долгосрочный испуг    Открывая очередное заседание Общественно-политической ложи Московского Английского клуба, Олег Матвеев представил гостей – членов Бизнес сообщества «Конгресс-Коллегия», во главе с ее Председателем Юрием Раскиным, а также партнера клуба – компанию «ARCOSJET».
   Компания «ArcosJet», ключевой игрок на рынке бизнес-джетов. Основанная в 2014 году, компания уже обрела большой опыт в сфере продажи и эксплуатации таких самолетов. Один из директоров «ArcosJet», Иван Веретенников презентовал бизнес-джет в контексте заявленной темы: «Новые экономические санкции и будущее российской элиты».
   Связь очевидна: потенциальные покупатели бизнес-самолетов  могут или уже обнаружили себя в санкционном «Кремлевском списке». Сегодня, шутили участники встречи, нужно учесть не только – на какие средства покупать частный самолет, но куда и, главное, – зачем на нем лететь. Санкции подрезают крылья. И не только импортерам.
   Чувство юмора никогда не покидает участников заседаний клубных лож. И такая здоровая психологическая атмосфера значительно отличается от суровой серьезности, которой пронизаны телевизионные политические шоу, где собравшиеся легко доходят до крайностей.
   Особенно, когда дело касается публикации «Кремлевского доклада». В нем очевидно смещение акцента в санкционной политике с секторальных экономических ограничений на персонифицированные санкции в отношении части российской элиты и членов их семей. Иными словами, наши элиты ждет испытание. Вопрос – надолго ли? Можно ли нивелировать влияние этих санкций?
   И как тут не согласиться с политологом Борисом Макаренко: сколько непониманий, ложных ходов, неумения стратегически мыслить  за «время санкций» возникло между Россией и всем тем, что олицетворяет сегодня  Запад. «Американцы делают ошибок не меньше нашего, но они умеют делать из них выводы, а мы, по странной традиции, привыкли неоднократно наступать  на грабли».
   Очевидно, пока сохраняется status quo в Крыму и на Донбассе, коллективный  Запад не может «поступиться принципами». Как бы не хотелось каким-то странам нарушить эту солидарность. Попытки России поиграть с Ципрасом в Греции, с Орбаном в Венгрии в надежде, что они внесут раскол в «санкционный оплот», не принесла успехов. Неужели мы не понимали степень сплоченности Запада и его политических элит? Почему мы думали, что с приходом Трампа к власти все изменится?
   Санкции на Россию, подчеркнул Макаренко, американцы наложили по всей науке, с учетом всех предыдущих опытов и получив поддержку Евросоюза. Санкции умные: они бьют не по электорату, а по селекторату, по тем, кто определяет, кому быть президентом, то есть по политической элите.
   Но социальных осложнений в России не произошло, эстеблишмент не пошел на обострение взаимоотношений. Надежды на раскол элит не оправдались.  Диверсифицированность экономики позволила минимальным образом прореагировать на санкции. Режим в стране не демократический, нет оппозиции, которая бы воспользовалась бы ситуацией.
   Новые санкции – это долгосрочная сигнальная миссия. Знак своей элите – с этими, из списка, лучше дело не иметь. Пугает цель санкций – создать в России нерешительность в принятии политических и экономических решений. Уже срываются заказы ВПК, уже есть список компаний, с которыми запрещено совершать существенные сделки...
   Но главное, прогнозирует Макаренко, – увеличивается внутреннее напряжение в российской элите. Реконфигурация власти и курса, с учетом санкций, не за горами. В долгосрочном плане – будет расти непрозрачность и закрытость российской экономики. Со всем вытекающими...
   Внешнеполитический аналитик, в прошлом дипломат Владимир Фролов, считает самым неприятным в этой истории эскалацию санкций в связи с  кибер-вмешательством.  Граждане РФ обвинены в совершении уголовных преступлений на территории США – участии в информационной кампании и агитации в социальных сетях с целью дискредитировать кандидата в президенты Хиллари Клинтон.  В наиболее  рискованном положении IT-компании. Американские фирмы сворачивают контакты с ними. Касперского записали в шпионы.
Процедура снятия таких санкций сложная, но она существует.  Правда, без подвижек во внешнем политическом  курсе России добиться этого непросто.
  Что делать? Соблюдать «правило ямы», – полагает Фролов: «Попав в яму,  перестать копать дальше». Донбасский пакет – наиболее приемлемая уступка. С санкциями по поводу кибер-вмешательства сложнее. Тут потребуется секретный диалог с США.  Можно договориться о сдержанности, но лишь на «джентельменском уровне».  В конце концов так улаживались взаимоотношения США с Ираном.
   Другой эксперт, Алексей Макаркин поведал о появившихся возможностях обойти санкции. В Россию стали приезжать политические и экономические посредники с визитными  карточками солидных персон, но с низкими возможностями – в надежде на веру наивных россиян в то, что неформальные договоренности способны что-то уладить.   Мошенники, а прецедентов уже немало, решить ничего не могут. Разве что облегчить карманы.
   Меняется и тип являющихся сегодня в Россию инвесторов. За их многозначительностью скрывается  маргинальность. Алексей небезосновательно опасается, все это также может привести к снижению прозрачности  российской экономики.
   «Остановить этот процесс можно, а вот изменить отношение в России очень сложно. Нам очень поверили в начале 90-х. Доверия не вернуть».
   Леонид Григорьев, известный экономист, анализируя нынешнюю политическую ситуацию заявил, что не видит возможности снять санкции. «Зажимают грамотно, но вдлинную». И философски объяснил проблему:  «Они не могут понять людей, у которых тысячу лет не было мира». Леонид Маркович продемонстрировал не только чувство юмора, великолепное ассоциативное мышление, но и здоровый пессимизм. «Я не думаю что урегулирование донбасских взаимоотношений позволит снять  санкции. Они тут же реанимируют «Крымский аргумент».
   В процессе обсуждения выяснилось, что вмешательство  хакеров и  троллей в американский выборный процесс породило паранойю в США: Конгресс закупает новые машины для голосования, работающие уже не с электронными, а с бумажным бюллетенями. Смех в зале.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Василий Редкин


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Владимир ФРОЛОВ
Владимир ФРОЛОВ:
«Кремлевский список» закладывает новый тренд: от секторальных санкций к персональным, к российским элитам. Цель – создать им некомфортные условия, чтобы  они в свою очередь повлияли на смену внешней политики».
Борис МАКАРЕНКО
Борис МАКАРЕНКО:
«Новые санкции продиктованы не Крымом и Донбассом, а попыткой России вмешаться в выборы в США. Доказательства  минимальны, тут скорее сыграло желание  Конгресса  урвать полномочий у президента Трампа. Что касается ответа на санкции – России нужно добиться экономического подъема, модернизации экономики и демократизации политической жизни».
Юрий РАСКИН
Юрий РАСКИН:
«Я считаю – цель санкций не в изменении режима или сегодняшней политики, а в изменении ее в будущем».
Игорь ШУБИН
Игорь ШУБИН:
"К санкциям нужно относиться спокойно. Единственный выход – развивать собственную экономику. Нас может спасти только рост экономического могущества. Никакие другие амбиции не помогут. И в этом смысле санкции явились неким подспорьем, в частности, для сельхозпроизводителей".
Алексей ГОРОВОЙ
Алексей ГОРОВОЙ:
«Ухудшение в целом отношений между Россией и США – вот основная проблема. А санкции – это уже дело второе. Позитивное влияние  они могут оказать лишь на очень ограниченное количество отраслей».