ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








16.III
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛОЖА
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛОЖА
Свет и тени свиты    Открывая заседание Ложи, Председатель правления клуба Олег Матвеев, пытаясь поднять настроение собравшимся, представил официального партнера мероприятия – компанию «Via maris». Ей 10 лет и за это время она доказала, что морские и речные круизы – один из лучших способов путешествия. Чтобы отдых на воде можно было спланировать заранее, директор компании Игорь Арутюнян со своей командой предоставили участникам встречи каталоги, рассказывающие о множестве предлагаемых «Via maris» круизов по всему миру. Всем присутствующим был предоставлен сертификат, дающий право клубным круизерам на 10-процентную скидку. «Сейчас самое время задуматься о летнем отдыхе», - заключил представление компании Олег Ефимович.
   Последующий разговор носил далеко не романтический характер. Но был очень интересен, поскольку касался состояния правящей российской элиты за год до выборов президента. Теме, подогреваемой множеством слухов и спекуляций.
   Ведущий заседания Ложи Игорь Бунин представил российского историка и публициста, политического аналитика, доктора исторических наук, профессора и заведующего кафедрой связей с общественностью МГИМО Валерия Соловья, как одного из точных в последние месяцы предсказателей перестановок, происходящих в высших эшелонах российской власти.
   Эмпирическое описание современного состояния элит российский Нострадамус облачил в форму схематической презентации, сдобренной яркими, насыщенными комментариями. Демонстрируя при этом не только осведомленность, но и понимание глубоких причинно-следственных связей. Он оперировал фактами, слухами, случайными и намеренными «утечками», сведениями о взаимной неприязни персон в высших сферах. Что-то, естественно, было общеизвестно, какая-то информация выглядела вполне эксклюзивной.
   Современная правящая элита, считает Соловей, происходит из шести источников, тем или иным образом связанных с Путиным. Это – дружба юности и студенческих лет; служба в КГБ; работа и/или бизнес в Питере; дачный кооператив «Озеро»; работа с Путиным-Президентом.
   Есть и шестой пункт – клирики, «старцы», колдуны. Умение высшей власти прислушиваться к чаяниям Патриарха Кирилла и епископа Тихона (Шевкунов) обществу знакомо. Менее известно, что ряд представителей высшего слоя склонен к мистицизму. Под влиянием этой склонности, полагает эксперт, находятся взаимоотношения России и Запада. При этом и выходцы из системы госбезопасности не прочь разделить конспирологические подозрения в адрес Запада.
   Люди все эти известные, однако сегодня больше шансов сделать головокружительную карьеру скорее у работающих с президентом. Их эксперт жестко классифицировал, выделив группы – «Влиятельные и автономные» и «Влиятельные, но не автономные, условно названные «технократами»». Все дело – в степени самостоятельных общенациональных амбиций, выходящих за пределы компетенции той или иной персоны.
   Есть в системе Соловья и такая градация как «Личный резерв Путина» – это те, кого он протестировал, когда начал замену старой гвардии людьми без больших амбиций. В основном вошли в нее охранники. Блестящие охранники, но далеко не все эффективные гражданские администраторы. Исключением стал Алексей Дюмин, бывший телохранитель Путина, стремительно набирающий обороты на пути к власти.
   Особое внимание присутствующих Валерий Дмитриевич обратил на другую группу – «Внутренний круг». Это ключевая российская элита. Тут помимо совместного прошлого важны доверие президента, влияние персоны на стратегические решения, контролируемые ресурсы, собственная масштабная повестка. В среде российских политологов прижилось понятие этой группы как «Путинское политбюро».
   Политбюро – неформальный совещательный орган, принимающий важные политические и экономические решения. Члены Политбюро имеют собственные группы влияния (в этом ряду министры, губернаторы). Это люди, которые входят в число доверенных лиц. Что не означает, что Путин принимает решение под их влиянием. Мелькали фамилии тех, кто входит во «Второй круг».
Кто-то вынужден покидать свою позицию, чаще не по своей воле. Однако и здесь не все так просто. Проблема не в том, чтобы убрать человека свиты, а в том, чтобы найти нового. Такого, который не нарушит элитного баланса.
   Вопреки общепринятому мнению, усилились сегодня и центробежные силы. Когда «выбирали» среди элиты последних пятерых губернаторов, некоторые отказывались. Руководить регионами в ситуации, когда нет денег, когда впереди президентские выборы – стало рискованно. Сверху давят, внизу выступления, поскольку нужно отменять какие-то льготы, а при этом выполнять какие-то социальные обязательства, обеспечивать план по явке по голосованию.
   Все чаще люди, которым предлагали иные высокие позиции, отказывались от них. Желание перейти на дипслужбу очень характерно сейчас для многих высокопоставленных бюрократов.
   Есть в «пасьянсе» Соловьева и «Внешний круг» – это те, кто влияет на процесс принятия решений через «внутренний» и «второй» круги. Лоббистов Соловей не перечислил.
   Любопытно, что представителей оппозиции, ни в каком виде, в качестве претендентов на высокие властные позиции, эксперт не упомянул. И к элите не причислил. Ну, это и понятно – речь ведь шла о правящей элите.
   Знакомя участников заседания с мировоззрением российской элиты и ее стратегией, Соловей напомнил, что старый контракт «обогощайтесь, создавайте капиталы, но сохраняйте лояльность» работал до 2014 года.
   Российский бизнес в это время с трудом пережил потерю около половины своих состояний.    Повезло не всем. Так три года назад возникла необходимость в новом контракте, эксперт назвал его «посткрымским пактом». Он основан на следующем. Первый пункт – это страх. То, что у нас называют борьбой с коррупцией, многие понимают иначе. Второй  – это «стокгольмский синдром» – «мы в одной лодке, мы из нее выпрыгнуть не можем».
   Эффективность управления страной снижается, повысить ее в отсутствие достаточных финансовых ресурсов непросто. Вдобавок стратегией некоторой части элиты стала эвакуация: легальный переход в налоговое резидентство других стран. Получи добро и отправляйся.  
   Есть ощущение, считает Соловей, что возникает новый элитный консенсус: стране нужен мир, в смысле другая внешняя политика. Эта идея овладевает даже теми, кто курирует ВПК. Поскольку без мира нельзя осуществить модернизацию ВПК – во многом она основана на использовании западных технологий.
   Понимание, что стране нужен мир и модернизация – это не о политике. Сторонники этой идеи предполагают, что экономическая модернизация повлечет более эффективную систему управления. На этой почве, уверен Соловей, возникает некий неявный консенсус элит, неважно, политических или экономических. За исключением небольшой, но влиятельной группы чекистов, уверенных в том, что страна может держаться, контролировать ситуацию до 2035 года без всякой модернизации.
   Стратегический сдвиг проявляется. Элиты стали задумываться о будущем страны после Путина, учитывая, что, если он пойдет на выборы, это будет его последний срок. Соответственно, вырастает ставка премьерской должности. Эксперт перечислил три широкие элитные коалиции, формирующиеся в борьбе за пост премьера.
   При этом российский Нострадамус исключил даже возможность заговора против Путина: ФСБ следит за возникновением любых потенциально опасных настроений, политических инвестиций со стороны бизнеса. «Однако с утверждениями о неизбежности гибели путинской системы после его ухода спорить трудно. Равно, как и с принципиальной неопределенностью будущего. Участники крупных коалиций готовятся к политическому кризису. Предсказать, каким будет выход из него, непросто».
   Второй эксперт – Ольга Крыштановская, доктор социологических наук, почетный профессор британского Глазго-университета, директор аналитического центра «Лаборатория Крыштановской», специалист, долгое время изучающий тему элит. Она, оценила ситуацию более академически. Ее диагноз: в РФ авторитарная государственная система с демократическими включениями, что позволяет называть ее гибридной. Слабое место этой, в общем-то надежной системы – переход власти. Именно потому, что у нее большая устойчивость. Переход власти – всегда кризис. И он неизбежен, потому что власть не может отказаться от легальных методов перехода, от выборов.
«Чем ближе мы подходим к 2018 году, тем больше напряжение системы. С одной стороны, все кажется спокойно: оппозиция разгромлена, рейтинг Путина огромный, страна выбирается из последствий санкций, из экономического кризиса. Но все-таки риски возникновения турбулентности при приближении к 2018 году высоки».
   Один из таких факторов риска: старение Путина. Он спортивен, очень работоспособен, но он уже столько лет у власти... Высокий рейтинг в течение долгого времени – это знак того, что когда-нибудь он начнется снижаться.
   Сравнение динамики рейтинга Путина в течение 16 лет с историей событий привел Ольгу Викторовну к выводу, что этот показатель всегда рос во время военных действий: Чечня, абхазский конфликт, Крым и т.д. Если к 2018 году эта кривая пойдет вниз, социолог не исключает, что не мир будет новым договором нового альянса, а нечто другое, что взбодрит людей.
   Что касается другого риска, фрагментации российских элит, Крыштановская посмотрела на сегодняшнюю команду Путина под другим, чем Валерий Соловей, углом: оценивая возраст его команды. Большинство в ней – люди 1950-х годов рождения. На смену им приходят рожденные в 60-е и даже в 70-е года. В их рядах и следует искать преемников.
   «Мой метод позиционный. Меня интересуют официальные полномочия людей. Можно быть влиятельным человеком, но в политическом смысле находиться на периферии». Поэтому стратегическим центром, подготавливающим ключевые решения президента, Ольга Викторовна считает постоянных членов Совета безопасности РФ.
   По поводу возможного сценария 2018 года, эксперт прогнозирует два варианта. Выбор Путина будет в пользу сохранения личной власти или в пользу сохранения существующей системы. Но, как известно, Владимир Владимирович любит удивлять. Один из его фирменных методов – огорошить страну и мир.
   Вопросы, как всегда на заседании Ложи, были разнообразными, но, по сути, уточняющими сказанное. Очевидно, что непонимание, раздражение и растерянность царит не только в элитах, но и в других слоях общества, поскольку не видна стратегия – куда мы движемся? Понятно, выступающие имеют дело не только с фактами, но и с предположениями. Из них можно выстроить какую угодно концепцию, самую изощренную конспирологически, но нет гарантии, что она окажется верной. Оценку прогнозам, как известно, ставит время. Главное: «не элиты управляют Путиным, а Путин элитами».


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Валерий СОЛОВЕЙ
Валерий СОЛОВЕЙ:
«В России должно миновать лет 10-15 на то, чтобы общество пришло в состояние нормы, так как оно больное морально, психологически и социально, и на то, чтобы создать более-менее действующие институты. Ни о какой демократии в это время говорить не придется. Более того в российской правящей элите нет ни одного либерала. Есть лишь люди, которые экономические и политические свободы полагают инструментально необходимыми».
Ольга КРЫШТАНОВСКАЯ
Ольга КРЫШТАНОВСКАЯ:
«Сейчас решается важнейший вопрос: Путин идет на выборы, а кто будет его конкурентами?  Их рождают не партии, не общество, не элиты. Моделирование конкурентной среды ведется самим ядром власти – чтобы победа была убедительной и легитимной».
Игорь БУНИН
Игорь БУНИН:
«Что касается политического наследства, все, кто сегодня находится в «Политбюро» – окажутся людьми без инструмента. Главный инструмент – близость к императору, ко двору».
Дмитрий ГОРОДЕЦКИЙ
Дмитрий ГОРОДЕЦКИЙ:
«Большинство политологов выросло из философов, которые тем или иным образом объясняли мир. А дело заключается в том, чтобы преобразовать его. Объяснений может быть очень много, и сегодня прозвучали нетривиальные, необычные суждения. Где-то это догадки, где-то игра ума, воображения, где-то – результат анализа. Но я думаю, что рассматривать услышанное в большой степени достоверной инстанции, нельзя. Это не более, чем иллюстрация и информация к размышлению. Надо думать каждому. И думающие люди не должны дать охлократической массе задавить ту тонкую прослойку, которая еще осталась».
Михаил ПАЛЬШИН
Михаил ПАЛЬШИН:
«Очень интересное заседание, вроде бы информация знакома, но когда ее анализируют такие специалисты, как Валерий Соловей и Ольга Крыштановская, на очевидные вещи начинаешь смотреть иными глазами».
Ирина КЛИМЕНКО
Ирина КЛИМЕНКО:
«Надо признать, мы сегодня узнали кое-что новое о политической элите, о тех, кто правит государством, принимает значительные решения, о существующих в них группах, коалициях. Расширить свой кругозор всегда полезно».
Николай КРАЙНОВ
Николай КРАЙНОВ:
«Было интересно слушать людей, которые знают и рассказывают о той части жизни нашего общества, что менее известна. Узнавать новое всегда интересно».
Андрей СТРЕЛЬНИКОВ
Андрей СТРЕЛЬНИКОВ:
«Только такое интересно для Клуба. Сегодняшнее заседание было наполнено смыслами».
Игорь АРУТЮНЯН
Игорь АРУТЮНЯН:
«Я не первый раз на заседаниях лож Московского Английского клуба. Сегодня было особенно интересно уже потому, что таких экспертов не увидишь по телевидению, не часто встретишь в СМИ».