От грозы до Волги один шаг Даже беспросветный домострой у молодого режиссера Уланбека Баялиева обретает изысканный характер. Вереница характеров, игра света и тьмы (в буквальном смысле), череда еле слышного шепота и надрывных криков. Но тем не менее чувствуется, как в этом вымышленном приволжском городке Калинов все, по-прежнему, как и полтораста лет назад, больше всего на свете боятся греха и грозы.
Как и у основоположника современного русского театра Островского, у Баялиева «Гроза» – это страстное повествование о сильных женщинах и слабых мужчинах. Мысль «и чего это Катерина нашла в Борисе?» не раз посещала зрителей. И финальный шаг героини – волевой, осмысленный уход. Не столько от невозможности запретной любви, сколько от переживаний, от диких нравов, от несвободы. Той несвободы, что как тюрбан-кокон – одна из множества замечательных находок постановщика – стягивает голову, сковывает личность.
Традиционную встречу с артистами Мария Данилова начала с передачи всем привета от Старшины Арт-ложи, Максима Дунаевского, отправившегося на гастроли. Выразила благодарность директору театра Кириллу Кроку. Благодаря Кириллу Игоревичу Клуб не только может знакомиться с премьерными спектаклями в массовом порядке, но и чувствует себя в театре комфортно, уютно и с большим удовольствием общается с участниками спектакля.
Вот и на этот раз, выйдя из своих образов, к клубным зрителям присоединились актеры. Ольга Тумайкина (Кабаниха), которая, кажется, взглядом может коня на скаку остановить. Евгения Крегжде (Катерина) – удивительно нежное создание – и как в нем возникают такие страсти? А они потрясали даже не эмоциональных людей, приводили в трепет циников. Евгений Косырев – замечательная странница Феклуша. Александр Горбатов (Тихон), Екатерина Нестерова (Варя), и остальные артисты.
Для Уланбека Баялиева это далеко не первый театральный опыт. Выпускник ВТУ им. Щепкина, он играл в театре «Содружество актеров Таганки», затем окончил режиссерский факультет Российского университета театрального искусства (курс Сергея Женовача). Проявил себя как режиссер-постановщик телевизионных сериалов и спектаклей в разных театрах.
Очень хорошо и прочувственно об увиденном сказал Академик архитектуры Александр Кудрявцев: «С сожалением обнаружил, что спектакль завершился, а я хотел бы продолжать смотреть, что же вы еще покажете? Потому что вы очень органично показали эту удивительную жизнь.
Это открытие я сделал еще в школе. Будучи человеком любознательным, я, в отличие от одноклассников, прочитал пьесу целиком. И был поражен, что там вовсе не про «темное царство», а про жизнь, про очень разных людей.
Я в очередной раз убедился, что Островский – повествователь, сказочник, философ. И галерея его разнообразных, как сама жизнь, героев дают богатую возможность каждому режиссеру лепить свою особую реальность».
В постановке Уланбека она, эта реальность, ассоциируется с Вальпургиевой ночью, с полетом Валькирий, картинами Босха, «потому что все мы в жизни переходим из ада в рай бесконечное количество раз».
Никого не оставила равнодушным удивительная, пронизывающая, обволакивающая музыка Фаустаса Латенаса, которая также являла собой часть жизни – в ней слышались стоны, вздохи.
Подобные спектакли, сериалы, фильмы, подвел черту Кудрявцев, делаются для того, чтобы вернуть людей к классике. «Вот и я пойду домой и перечитаю «Грозу».
Уланбек благодарил гостей. И в частных беседах рассказывал пытливым театралам Клуба, почему остановил выбор именно на этой пьесе Островского: «в душе всегда есть мечты и желания; но есть и мир, с которым надо считаться».
ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Уланбек БАЯЛИЕВ:
«Мир живет в страшной спешке, так что мы не успеваем самое главное: поговорить, рассказать, добраться до глубины в человеческих отношениях».
Александр КУДРЯВЦЕВ:
«Надо быть героем, чтобы взяться за «Грозу». Потому что много еще людей, испорченных уроками советской литературы. Увы, мы Островского в школе учили только по этой пьесе. Более того, исключительно по статье Добролюбова, «Луч света в темном царстве».
Алла КОЖЕНКОВА:
«Тонкий, интеллигентный спектакль. Но мне кажется, что артисты способны на большее; видно, что даже диапазон их голосов, интонаций куда шире того, что нам был представлен».
Андрей ШКОДА:
«Очень интересная трактовка классики, эстетичная постановка. Тем более, что нам есть с чем сравнивать. Мы и в школе «Грозу» учили чуть ли не наизусть, и немало по этой пьесе поставлено замечательных фильмов, спектаклей. Вот только лаконичность формы, на мой взгляд, несколько контрастирует с некраткостью изложения».