ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








21.IV
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛОЖА
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛОЖА
ПЛАНОВЫЙ АУТСАЙДЕР    Ведущий, Старшина клуба Игорь Бунин продолжает цикл знакомств соклубников с общественно активными людьми, их позициями, взглядами на будущее страны, вызовы, которые приходится преодолевать.
   Никита Масленников, руководитель проектов по финансово-экономическим проблемам развития Института современного развития (ИНСОР) уже выступал перед клубной аудиторией. Андрей Мовчан, финансист, директор программы «Экономическая политика» Московского центра Карнеги, скорее знаком всем по публикациям. Его идеи, по словам Бунина, почти совпадают с видением ситуации специалистами Центра политических технологий: «Кризис тяжелый, системный, но мы обязаны его пережить. Вопрос в том – как?».
   Андрей Мовчан сопроводил свое выступление солидной презентацией. Многочисленные графики и яркие лаконичные выводы убедительно доказывали, сколь многообразны экономические процессы в России и мире. Сравнение объективных данных помогало развеять некоторые современные мифы и стереотипы.
   Интересное наблюдение докладчика: в оценке состояния российской экономики, причем в рядах экономистов даже противоположного толка, достигнут полный консенсус. Санкции в отношении России сохранятся, а темпы ее роста будут хронически отставать от ускоренных темпов роста мировой экономики и Европы, в частности. В следующем экономическом цикле появляется дебютант – Африка. В числе аутсайдеров окажутся ресурсные экономики. Появятся новые формы производства, произойдет снижение спроса на труд. Но лидер останется старым. Рост экономики США объективно стабилен.
   Так что макроситуация стабильнее, чем ожидалось. Россия находится между двумя макроциклами – вышла из снижения, но в рост еще не вошла. При этом перспективы ее туманны и мрачноваты.
   Нефть, по-прежнему, «наше все», поэтому важно понять, что или кто в большей степени влияет на ее стоимость в мире. Спекуляции? Или воля основных ее производителей? Несколько интересных графиков и исследований, представленных энергетической компанией BP, показали, что роль Саудовской Аравии не столь высока в ценообразовании нефти, как нам пытаются внушить. В отличие от роли добывающих теперь сланцевую нефть США.
   Но при этом, подчеркнул эксперт, мир в целом потребляет нефть стабильно и пропорционально росту населения. Так что цена на черное золото скорее линейно зависит от мирового потребления.
   Очередной график – полная корреляция стоимости нефти с российским ВВП и доходами ее бюджета ничуть не удивил собравшихся. Да и причины этой зависимости возникли еще в начале 50-х годов. Альтернативой сталинской индустриализации, модели рабского труда без реформ, могла быть только модель сырьевого роста с соответствующей инфраструктурой. Влияние ресурсного проклятия отчетливо сказалось на советской системе. Россия де-факто уже была аутсайдером.
   В современной России этот эффект смягчен рыночными реформами 90-х годов, но это скорей обезболивание, уверен Мовчан, а вовсе не лечение «голландской болезни». Поскольку роль сырья в новом макроцикле будет продолжать уменьшаться, Россия, сделал вывод докладчик, по-прежнему будет аутсайдером.
   Кризис в России закончился, но перешел в длительную структурную рецессию: внутриэкономическая политика не соответствует запросам, а объем производства и его качество снижаются.
   Чтобы выбраться из этого состояния, правительство должно предпринимать энергичные реформаторские шаги. Поднять эффективность экономики и банковского бизнеса в том числе. Средний класс, основа экономики, находится под угрозой резкого сокращения.
   Утверждения, что в стране для позитивных перемен нет денег – миф, привел множество доказательств этого эксперт. Не считает он катастрофическим и нынешний курс рубля. А главную проблему видит в недоверии. Государства бизнесу и, наоборот, предпринимателей заявлениям властей. Яркий пример – две приоритетные задачи.
   Первая – импортозамещение через импортоограничение. Все понимают, убежден гость, что это временно. Дороговизна капитала, отсутствие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, мощностей, опыта, нехватка рабочей силы и другие обстоятельства привели лишь к росту цен и снижению качества отечественной продукции, но не росту объемов.
   Вторая задача – поворот на Восток. Он завершился не начавшись – Поднебесная не хочет инвестировать в Россию.
Цена на нефть не вырастет выше 60 долларов, а объемы продажи под угрозой. Резервов хватит на 5-6 лет. Эксперт проанализировал варианты действий:
   Реформировать экономику – сложно, рискованно, так как неизбежно временное ухудшение, требуются инвестиции.
Реформа внешней политики и накачка западными кредитами – это так же сложная, рискованная и временная мера. Деньги могут не дать, а если и дадут, то они могут и не помочь.
   Включить эмиссионный насос, как предлагает Сергей Глазьев, легко, но это повлечет множество негативных побочных эффектов. Такая временная мера, как правило, необратимо разрушает экономику.
   Перечисляя различные меры, Андрей Андреевич добавил, что последнее, на что власть пойдет – это реформы. «Это как операция на открытом сердце».
   Да и элита делает ставки на привычные идеи: реиндустриализацию, на повышение роли государства, суверенную экономику, на борьбу за ресурсы и т.д.
   Однако Андрей Мовчан призывал не относиться к экономике страны, как к некой административной системе, в которой главное – указать направления вложения денег и все заработает само собой. Это не так. У нас слишком высокие риски для развития экономики. Вот основная проблема. Нам нужно сделать так, чтобы инвесторы захотели инвестировать, а предприниматели предпринимать. Но снижения рисков без мощнейшей структурной перестройки всей системы управления государственной экономикой не произойдет. Этому учит мировой опыт.
   Никита Масленников похвалил коллегу за доклад. По его убеждению опыт коллеги в практическом управлении финансовыми рисками позволяет ему как  эксперту делать более реалистичные выводы. Чего, надо признать, так не хватает российским чиновникам, принимающим солидные решения.
   Вот министр экономического развития Алексей Улюкаев проявил невиданный оптимизм. В только что презентованном им сценарном прогнозе рост российской экономики к 2019 году составит 2,2%.
   Но даже если прогноз сбудется, это в 1,5 раза меньше мировых темпов развития. Так или иначе, констатировал Масленников, мы теряем свои позиции в мировом хозяйстве. Едва будем дотягивать до 2% мирового ВВП.
   А между тем набранные социальные (включая пенсионные) и оборонные (включая присутствие российских сил в различных мировых горячих точках) обязательства требуют устойчивого, надежного темпа выполнения экономического роста от 3,5%. Лучше 4%.
   Никита Иванович также говорил о необходимости структурных реформ, о рынке труда, конкуренции на рынках товаров и услуг, финансовом секторе. «Надо завершить то, что обозначено в посткризисной повестке в 2008 году. Не до конца реализованы налогово-бюджетные меры, нужно снижать налоговую нагрузку, поддерживать малый бизнес, создающий новую среду».
   В стране банки резко уменьшили корпоративное кредитование: из-за рисков, некачественных проектов, отсутствия спроса на кредит и т.д.
   Объем заимствований у ЦБ снизился. То есть в экономику деньги не идут. ЦБ ставку в 11,5% не снижает, не желая разгонять инфляцию. Останавливает ЦБ и невнятная бюджетная политика, в частности, будут ли и как сокращать бюджетные расходы? Год выборный, пойдет ли Правительство на вторую индексацию пенсий? Нет ясности с тарифами структурных монополий даже на нынешний год.
   Отсутствие перспективного видения демотивирует не только ЦБ снижать ставки, но и бизнес к каким-то действиям. Зато появляются отдельные положения, продвинутые, просчитанные, но не увязанные между собой. История с платежной системой Platon – один из ярких примеров неэффективности диалога власти и бизнеса.
   Правда, нашел плюс Никита Иванович, есть понимание, что что-то делать надо. «Президент реализацию структурной повестки возложил на экс-главу Минфина Алексея Кудрина, человека, имеющего опыт управления экономическими рисками. Хотелось бы, чтобы ему повезло». Завершил Масленников монолог грустной шуткой про отличие экономиста от сапера. Экономист ошибается чаще и без видимых последствий...
   Подвел черту встрече Игорь Бунин. Мечтать о структурных реформах в нашей системе могут только романтики. Президент, как человек опытный, понимает, что любые серьезные реформы, это, как правило, удар по его позиции, поэтому с ними лучше не спешить.
   Гражданам, как показывают опросы, реформы не нужны вовсе. Они желают патернализма и дерижизма. Элите и так хорошо: какая разница, какую распиливать ренту? Проводить реформы – себе во вред. Скорее всего, будет реализован простой сценарий: рассчитывать на деньги населения.


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Игорь БУНИН
Игорь БУНИН:
«Поскольку лидер страны не уверен в необходимости структурных реформ, мне кажется, никто их проводить не будет».
Никита МАСЛЕННИКОВ
Никита МАСЛЕННИКОВ:
«Структура экономики сегодня – это не отрасли, не сектора, не предприятия, а правила и институты. Но они не импортируются, не появляются в виде указа, спускаемого сверху».
Игорь ШУБИН
Игорь ШУБИН:
«Прогнозы далеко не оптимистичные, да и было бы странно нечто подобное услышать. Я разделяю позицию экспертов, катастрофы не будет, по крайней мере в ближайшие 5-6 лет. Есть еще некоторый потенциал у страны, терпение народа тоже велико. И благодаря выборам, надеюсь, придут депутаты, следующие обязательствам перед избирателями, они не допустят повышения поборов и иных негативных движений в экономической политике».
Сергей КАЛАШНИКОВ
Сергей КАЛАШНИКОВ:
«Я абсолютно согласен с Андреем Мовчаном: в обществе сложился консенсус в представлениях того, что все в структуре экономики нужно менять. Только нужно менять в направлении отказа от суперлиберальных взглядов».
Татьяна ЭНДЕКО
Татьяна ЭНДЕКО:
«Большое удовольствие от знакомства с такими интересными, глубокими позициями специалистов. Сложно рассчитывать увидеть столь развернутую картину где-нибудь в СМИ. Как важна атмосфера абсолютного доверия, камерного, узкого дружеского разговора. Такой искренней атмосферы в жизни очень не хватает».
Николай КРАЙНОВ
Николай КРАЙНОВ:
«Когда слушаешь экспертов, высказывающих разные точки зрения и аргументы, создается более полная, объемная, объективная картина мира. Этим клубные встречи, круглые столы хороши и очень полезны».